Администрация города Нижнего Новгорода Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 138 Публичный доклад образовательного учреждения за 2009-2010 учебный год Директор школы Царькова Людмила Сергеевна г.Нижний Новгород 2010г. Образование является реальным фактором социально-экономического развития страны, поэтому поддержка его функционирования и развития, модернизация и инновационное развитие являются одним из приоритетных направлений деятельности Правительства РФ министерства образования РФ и органов управления образованием Нижегородской области и города Нижнего Новгорода. Целевые ориентиры изменений системы образования изложены в нормативно-правовых документах государства: «Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования», Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования РФ», «Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010г, в реализации приоритетного национального проекта «Образование». Основные направления деятельности школы определены в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». 1. Общая характеристика учреждения 1.Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 138. Адрес школы: г.Нижний Новгород, ул. Завкомовская, д1 Лицензия на право ведения образовательной деятельности :серия А №201174 04.07.2006 Регистрационный № 2738 от 04.07.2006. Аккредитация ДО НО: АА 08392 регистрационный №3467 от 04.07.2006г С целью создания условий для формирования системы воспитания, социальной защиты детей и их семей особое внимание уделяется изучению опыта работы образовательных учреждений района, разработке методических основ моделирования и построения воспитательных систем. Планированию учебно-воспитательного процесса, физкультурно-оздоровительной работы с учащимися школы с учетом образовательного уровня района, материального положения семьи, содержанию деятельности кружковой работы и дополнительного образования в социуме. В 2009-2010 учебном году была разработана Комплексная программа развития образовательного учреждения. Основная цель данной программы: Разработать модель эффективной образовательной среды и создать в школе комплекс педагогических условий для развития современно образованных компетентных граждан. Объемные данные: количество учащихся, потоки и виды классов, сменность, направления дополнительного образования КлассКоличество учащихсяВид класса
1а18Общеобразовательные
2а22
3а22
4а17
Всего:79
5а15Общеобразовательные
6а18
7а11
8а23
9а16
9б17
Всего:100
10а19Общеобразовательный
Итого 1-10 класс:198
Дошкольные группыКоличество воспитанников
1 группа20Программа «Детство»
2 группа20Программа «Детство»
Итого по школе:238
Школа функционирует в 1 смену. С 2008 года продолжают работать разновозрастные дошкольные группы, которые отремонтированы и оборудованы. Для воспитанников созданы комфортные условия, насыщенное образовательное содержание соответствующее познавательным интересам современного ребенка. 2. Особенности образовательного процесса. Учебный план школы № 138 составлен на основе нового регионального базисного учебного плана образовательного учреждения Нижегородской области (приказ № 57 от 04.03.2005г.) с учетом социального запроса и реальных возможностей школы, ее материально-технической базы и целевых установок. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными учебными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого. На 1 ступени обучения организована пятидневная учебная неделя. В начальной школе недельная нагрузка составляет: 1 класс -20 часов, продолжительность урока 35 минут 2 – 4 класс- 22 часа, продолжительность урока 45 минут На 2 ступени обучения недельная нагрузка составляет: 5 класс – 30 часов (обязательная нагрузка), 1 час- факультатив 6 класс- 31 час (обязательная нагрузка), 1 час- факультатив 7 класс – 34 часа (обязательная нагрузка) 8 класс- 34 часа (обязательная нагрузка), 1час - факультатив 9 класс- 31 час (обязательная нагрузка), 1 час- факультатив На 3 ступени обучения недельная нагрузка составляет: 10 класс: 32 часа (обязательная нагрузка), 4 часа – факультативы Школьный компонент базисного учебного плана был распределен на введение новых предметов и на факультативные занятия с целью углубления и коррекции знаний учащихся. Образовательная программа школы и учебный план предусматривают выполнение государственной функции школы - обеспечение базового общего среднего образования и развитие ребенка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы школы на каждой ступени обучения. В начальной школе – 4 класса (по одному в каждой параллели), в которых обучается- 83человека, в основной и старшей школе – 7классов, в которых г обучается - 118 человек. Крайне важной является деятельность школы по вооружению учащихся базовыми знаниями, по предупреждению неуспеваемости. Можно сделать вывод о положительной динамике в решении вопроса о предупреждении неуспеваемости и второгодничества на 1 и 2 ступенях обучения. Вариативные часы в среднем и старшем звене используются для расширенного изучения предметов, для факультативов. Национально-региональный компонент на 2 ступени обучения представлен следующими предметами: 5-9 кл экономика – 1 ч. в неделю, 5-7 кл, 9кл.- экология- 1 час в неделю, с 2009-2010 учебного года в 8 классе, как продолжение курса «Граждановедение», введен курс «Религии России». Со 2 класса введен обязательный предмет английский язык. Библиотека школы имеет в своем фонде 17.184 книги, включая школьные учебники, брошюры и журналы. Школьных учебников 9.976 экземпляров. В школе функционирует 4 группы продленного дня Подходы к диагностике образовательных результатов Внутришкольный контроль является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функцией анализа и целеполагания. В зависимости от поставленных задач используются следующие формы контроля классно-обобщающий обзорный контроль (тематический вид) предметно-обобщающий персональный контроль Методы контроля: Посещение уроков; Анализ посещенных уроков; Изучение документации (проверка календарно-тематического планирования, журналов, дневников обучающихся, рабочих тетрадей, тетрадей для контрольных и лабораторных работ) Проверка знаний обучающихся по предмету (срезы, тесты, контрольные, практические работы) Анализ посещенных уроков Образовательные стандарты второго поколения предусматривают не учебный, а образовательный план, который будет ориентирован не только на учебный процесс, но и на дополнительное образование. Дополнительное образование - одна из форм обеспечения занятости учащихся с целью развития творческих способностей, познавательного интереса, привития художественного вкуса и навыков трудовой деятельности, а также вовлечения их в полезно-значимую деятельность. Система дополнительного образования в школе представлена работой 9 кружков и охватывает 169 чел., что составляет 84% от общего количества детей. С учащимися работают педагоги первой и высшей квалификационной категории, мастера своего дела. Педагоги дополнительного образования Мурашова О.М. и Банцыкин С.В. отмечены Грамотами Департамента образования, а также творческие коллективы, которыми они руководят. 3 место на городском конкурсе «День птиц» за лучшую кормушку занял Хорошунов Павел, ученик 1а класса. В течение трех последних лет наблюдается увеличение числа занятых школьников кружковой работой. Развитие дополнительного образования Дополнительные образовательные программы. Направленность программНаименование кружка, секцииКол-во обуч-ся Возраст участн-в
Естественно-научная«Ландшафтный дизайн»1511-13 лет
Художественно-эстетическая«Фантазёры»158-10 лет
«Маленький волшебник»403-6 лет
«Образ и мысль»309-10 лет
«Умелые руки»158-12 лет
Научно-техническая«Золотая лоза»2511-14 лет
«Марья-искусница»1511-13 лет
Физкультурно-спортивная«Ловкие, быстрые, смелые»1511-14 лет
«Баскетбол» «Волейбол» «ОФП»308-10 лет 12-15 лет
Итого занято 200
Традиции школы и организация общешкольных мероприятий Школа помнит и чтит традиции прошлых лет. Особое внимание уделено гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. В 2009-2010 учебном году в рамках реализации программы «Я гражданин России» работа направлена на достойную встречу 65-летия Великой Победы. С этой целью разработан общешкольный проект «Чтобы помнили», который заключается в организации поисково-исследовательской деятельности классных коллективов, приуроченной к встрече 65-годовщины Победы. Каждый класс трудился над поисковым заданием, которые были представлены на Уроках Мужества для всех категорий учащихся школы в течение всего учебного года. Воспитательная работа реализуется по следующим направлениям: «Семья» «Я – гражданин России» «Мы за здоровый образ жизни» «Честь имею» 3. Условия осуществления образовательного процесса. Учебный процесс обеспечен кадрами соответствующей квалификации и уровня образования. 30 педагогических работников реализуют программы: дошкольного, основного общего, среднего (полного) и дополнительного образования. Стабилен рост показателей профессиональной деятельности педагогов. Именно учитель играет важную роль в личностном становлении ребенка, в развитии его таланта, участии в творческом труде. Курсовая подготовка Количество часовКоличество учителей, прошедших курсыПроцент
100 часов и более1756,7%
До 100 часов 413,3%
Не прошли курсы повышения квалификации 930%
В школе выстроена система квалификационной курсовой подготовки не реже, чем 1 раз в 5 лет, что способствует росту профессионального мастерства педагогов. Курсовая подготовка проходит на базе НИРО и в «Центре здоровьесберегающих педагогических технологий». По программе Интел «Путь к успеху» прошла модуль Слюняева Н.В., учитель начальных классов, по теме «Использование ИКТ проектной деятельности на основе технологий сотрудничества и критического мышления». На конец 2009-2010 учебного года прошли курсовую подготовку 21 человек; это составляет 70%; не имеют курсовой подготовки 9 учителей – 30%. В 2010-2011 учебном году прохождение курсовой подготовки завершат 3 учителя. О профессионализме педагогов говорит анализ педагогического состава по образованию, категориям и стажу. Кадровый состав педагогических работников - по уровню образования - по возрасту - по стажу Высшее образование имеет 21 учитель, среднее профессиональное (педагогическое) – 7, среднее – 2. Преобладающий возраст педагогов 35-55 лет. Наряду со стажистами: 10-20 лет и более 20 лет, работают и молодые педагоги со стажем от 2 до 5 лет. Коллектив отличается стабильностью, но вместе с тем пополняется молодыми кадрами. Квалификация педагогов Наблюдается тенденция к повышению квалификации педагогов: по результатам аттестации 2009-2010 учебного года высшую квалификационную категорию имеет 1 учитель (3%), 1 квалификационную категорию имеют 20 учителей (66%), вторую – 3 учителя (10%), 6 учителей (20%) без категории – это молодые специалисты и вновь пришедшие учителя. Все педагоги в 2009-2010 учебном году подтвердили заявленную категорию. 4. Состояние материально-технической базы Совершенствование учебно-воспитательного процесса невозможно без расширения материально-технической базы. Развитие и обновление содержания школы имеет положительную тенденцию: - приобретается учебная мебель; - закупается компьютерная техника для учебных кабинетов; - учебные кабинеты оснащаются приборами и оборудованием для ведения образовательного процесса; - библиотечный фонд пополняется учебниками и литературой. Проблема создания в школе комфортных условий обучения решается через проведение ряда мероприятий по противопожарной безопасности: - замена ветхой проводки и установка люминисцентного освещения в учебных кабинетах; - монтаж автоматической пожарной сигнализации и установка аварийного освещения; Но развитие материально-технической базы учреждения не само по себе, а как необходимое условие духовно-нравственного становления личности ребенка в школьный период. Кол - воСостояние
Оптималь-ноеДопустимоеКритичес-кое
Дошкольные группы2 +
Музыкально-физкультурный зал1 +
Методический кабинет1 +
Буфетная2 +
Раздевалка2 +
Спортивный зал1 +
Актовый зал1 +
Музей истории школы 1 +
Столовая1 +
Мастерские: - столярные - слесарные 1 1 + +
Кабинеты: - русского языка - иностранного яз. - математики - химии - биологии - физики - истории - географии - начальных кл - спальня - обслужив. труда - информатики - изобразительного искусства - музыки - социального педагога - заместителя директора по УВР - комната школьника - гардероб 2 2 2 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Мебель +
Компьютеры11 +
Телевизор4 +
Медицинский кабинет Процедурный кабинет1 1 + +
Библиотека1 +
Кабинет директора1 +
Учительская1 +
Канцелярия1 +
Кабинет завхоза1 +
Информатизация обязательное условие развития образовательного процесса. В школе она представлена расширением компьютерной базы для учебных целей, приобретением электронных учебников, медиаресурсов, прохождение курсовой подготовки, применением ИКТ в процессе обучения. Но следует отметить, что все педагоги используют ИКТ в учебной деятельности: не вошло в практику проведение уроков в кабинете информатики. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Применение ИКТ
Компьютерные средства
Электронные учебники
Медиаресурсы
Курсовая подготовка
С целью успешного применения информационно-коммуникативных технологий в преподавании учебных предметов создана единая локальная сеть в кабинете информатики; 8 учебных компьютеров и 2 административных имеют выход в Интернет. Всего в учебном процессе используется 14 компьютеров. На 12 учеников в школе приходится один компьютер. Этот показатель по городу составляет 15 учеников на 1 компьютер, а по району 17 человек на 1 компьютер. Курсовую подготовку по применению ИКТ в учебно-воспитательном процессе прошли 9 педагогов; что составляет 30%. Но важно говорить о том, что уровень применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе школы необходимо совершенствовать. Президентом РФ Медведевым Д.А. утвержден план реализации стратегии развития информационного общества РФ до 2011 года, в соответствии с которым к концу 2010 года не менее чем 50% компьютеров должны использовать пакет СПО. Во исполнение данной стратегии в школе пакет СПО установлен на 62,5% от общего числа компьютеров. В школе созданы условия для обеспечения безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса: введена система видеонаблюдения, установлена тревожная кнопка, обновлена система пожарооповещения, заключен договор на охрану образовательного учреждения с охранным агентством ООО ЧОП «Татьяна – НН». Забота о здоровье обучающихся – главная задача деятельности всех участников образовательного процесса. Очень важно сохранить здоровье ребенка, обучить его навыкам здорового образа жизни, сформировать устойчивую мотивацию к ведению ЗОЖ. Именно индивидуальный подход позволяет использовать современные образовательные технологии. Так на базе начальной школы действует экспериментальная площадка «Развитие психических процессов у учащихся начальной школы». На занятиях используются подвижные игры, игры на развитие мелкой моторики рук, математические викторины, дидактические игры по математике, русскому языку, литературе, окружающему миру в игровой форме, но главное – все игры на развитие памяти, внимания и мышления, загадки, игры на смекалку и логику мышления. Развитие психических процессов, общих интеллектуальных навыков в начальной школе являются базовыми достижениями для раскрытия способностей каждого ученика. Работа в начальной школе по использованию продуктивных видов деятельности, в рамках районного эксперимента направлена на формирование позитивных установок на учебу с целью обеспечения психологической безопасности школьников. Классные руководители начальной школы ведут паспорт здоровья учащихся. К сотрудничеству привлечены социальные партнеры ЦРК «Исток». Особое внимание занимает вопрос организации горячего питания учащихся. Школьная столовая оборудована всем необходимым для обеспечения обучающихся горячим питанием. Классные руководители 3а класса Сокова Т.В. и классный руководитель 2а класса Янюшева Н.И. работают с пособием «Разговор о правильном питании». Эти педагоги приняли участие в городском конкурсе по работе с пособием «Разговор о правильном питании», совместно с родителями. Охват горячим питанием учащихся школы № 138 (в сравнении, в % отношении по годам с 2004-2009 уч. г.) Горячее питание Общее По району
Декабрь 2004г.42,5 %51,1 %39,5 %
Декабрь 2005г.52 %57,3 %43,9 %
Декабрь 2006г.57 %95 %49,1 %
Декабрь 2007г.65 %95 %54,9 %
Декабрь 2008г.73 %95 %59,4 %
Декабрь 2009г. 82 %95 %69 %
5. Результаты деятельности учреждения, качество образования Школа создает адаптивную образовательную и воспитательную среду для развития личности школьника, выпускника, условия для эффективной подготовки к жизни, профессиональной и социальной деятельности. Результатом профессиональной деятельности педагогического коллектива является успешное окончание 2009-2010 учебного года. Итоги обучения следующие: На «5» - 7 обучающихся На «4» и «5» - 68 обучающихся С одной «3» - 2 обучающихся Переведены в 11 класс с одной «2» по предмету условно с согласия родителей 2 обучающихся 10 классов Закончили учебный год с Похвальным листом – 5 учеников 2-8 классов Все ученики 9-х классов получили основное общее образование: с Похвальной грамотой за особые успехи в изучении отдельных предметов – 2 человека (9кл.) с аттестатом особого образца – 1 обучающийся. Успеваемость по ступеням за последние 3 года 2007-2008 уч. год2008-2009 уч. год2009-2010 уч. год
1 ступень 54%100%100%
2 ступень 27%100%100%
3 ступень 97%94%89,5%
Качество по ступеням за 3 года 2007-2008 уч. год2008-2009 уч. год2009-2010 уч. год
1 ступень 54%54%49,2%
2 ступень 27%35,3%39%
3 ступень 36%35,3%31,6%
Мы можем говорить о росте качества успеваемости на 2 ступени, и обязаны обсуждать проблемы снижения процента качества успеваемости на 1 ступени – на 4,8% и 3 ступени – на 3,7%. Результаты государственной (итоговой) аттестации в 9-х классах предметКол-во человекОтметки за экзаменкачествоПодтвердили годовуюВыше годовойНиже годовой
543
Информатика и ИКТ21-150%2--
Русский язык21 150%1-1
география932455,6%9-
биология74-371,4421
ОБЖ1018190%73-
Экономика 4-3175%3-1
Литература 211-100%11
Химия 17103476,514-3
История России1 10%1--
Математика (письменно в новой форме)28581546,41882
Русский язык (письменно в новой форме)284111353,6%226-
Физика ( в новой форме) 2--20%--2
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИМИСЯ ШКОЛЫ Кол-во выпуск ников10 клВСШНПОСПОВУЗыработаюткурсыРАНе работают и не учатся
2008 год
1. выпускники со средним ( полным) общим образованием18 411 2
22%61% 11%
2. Выпускники с основным общим образованием198-37 1
42% 15,7%36,8% 5,3%
2009
1. выпускники со средним ( полным) общим образованием17 1 2 12 2
5.8% 11.7%70.5%11.7%
2. Выпускники с основным общим образованием2319 31
83% 13% 4.3%
Более 50% выпускников 11-х классов школы поступают в высшие учебные заведения. Выпускники 9 классов продолжают свое обучение в 10 кл. или поступают в учреждения среднего профессионального образования. Несмотря на совокупность мероприятий, изменения социально-экономического устройства общества, его расслоение по уровню материальной обеспеченности привели к увеличению числа семей находящихся в социально-опасном положении, что влияет на количество правонарушений и преступлений среди подростков. Положительным результатом является снижение по школе числа преступлений и правонарушений среди подростков и количества школьников, состоят на учете в ОДН. Анализ преступлений и правонарушений Мониторинг состоящих на учете в ОДН учащихся «группы риска» Профилактика девиантного поведения в течение 2009-2010 учебного года была направлена на предупреждение возникновения у подростков негативных поведенческих качеств: употребление алкоголя, наркотиков, склонности к конфликтам. Решение данных проблем осуществляется в результате целенаправленного комплексного подхода всех участников образовательного процесса и социальных партнеров в соответствии с ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В инициативе «Наша новая школа» Президент РФ отмечает: «Дети проводят в школе значительную часть дня и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха». Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет каждому ученику реальную возможность получить полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам. При выполнении таких условий адаптивные возможности организма ребенка соответствуют постоянным изменениям образовательной среды на каждом возрастном этапе. Перманентная взаимная адаптация возможностей ученика и образовательной среды является основой комплексной стратегии улучшения здоровья школьников. Этому же способствует формирование и развитие знаний, умений и навыков, происходящих в процессе как урочной, так и внеурочной и внеклассной работы. В летнем оздоровительном лагере «Солнышко» ребята с удовольствием посещают бассейн спортивно-оздоровительного комплекса «Теплообменник». Динамика распределения учащихся по группам здоровья ( в процентах) 2006-2007 уч.г.2007-2008 уч.г.2008-2009 уч.г.2009-2010 уч.г.
1 группа 8,2%8,3%8,4%8,5%
2 группа 79%79%79%79%
3 группа 13%13%12%12%
4 группа 0,4%0,4%0,5%0,5%
Динамика распределения учащихся по физкультурным группам 2006-2007 уч.г.2007-2008 уч.г.2008-2009 уч.г.2009-2010 уч.г.
Основная 81%83%80%80%
Подготовительная 16%15%19%18,4%
Специальная 0,4%0%0%0%
Освобождены 1,6%1,8%1%1,5%
Хронические заболевания (в процентах) 2006-2007 уч.г.2007-2008 уч.г.2008-2009 уч.г.2009-2010 уч.г.
Заболевание сердца5%1,3%0,9%6,4%
ЦНС 4%0,4%0,4%9,4%
Сколиоз 7%4,3%4,4%4,4%
Нарушение осанки 1,6%6,5%7,9%7,9%
Органы зрения 5%6,17,4%7,4%
Желудочно-кишечный тракт 6,9%3,9%2,9%2,9%
ЛОР5%0,41,4%4,9%
Урология 1,2%1,71,4%1,9%
Заболевание крови 0%0%0%0%
Мониторинг количества хронических заболеваний у обучающихся Год Количество обучающихсяХронические заболевания (количество)Хронические заболевания (%)
1а18Общеобразовательные
2а22
3а22
4а17
Всего:79
5а15Общеобразовательные
6а18
7а11
8а23
9а16
9б17
Всего:100
10а19Общеобразовательный
Итого 1-10 класс:198
Дошкольные группыКоличество воспитанников
1 группа20Программа «Детство»
2 группа20Программа «Детство»
Итого по школе:238
Школа функционирует в 1 смену. С 2008 года продолжают работать разновозрастные дошкольные группы, которые отремонтированы и оборудованы. Для воспитанников созданы комфортные условия, насыщенное образовательное содержание соответствующее познавательным интересам современного ребенка. 2. Особенности образовательного процесса. Учебный план школы № 138 составлен на основе нового регионального базисного учебного плана образовательного учреждения Нижегородской области (приказ № 57 от 04.03.2005г.) с учетом социального запроса и реальных возможностей школы, ее материально-технической базы и целевых установок. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными учебными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого. На 1 ступени обучения организована пятидневная учебная неделя. В начальной школе недельная нагрузка составляет: 1 класс -20 часов, продолжительность урока 35 минут 2 – 4 класс- 22 часа, продолжительность урока 45 минут На 2 ступени обучения недельная нагрузка составляет: 5 класс – 30 часов (обязательная нагрузка), 1 час- факультатив 6 класс- 31 час (обязательная нагрузка), 1 час- факультатив 7 класс – 34 часа (обязательная нагрузка) 8 класс- 34 часа (обязательная нагрузка), 1час - факультатив 9 класс- 31 час (обязательная нагрузка), 1 час- факультатив На 3 ступени обучения недельная нагрузка составляет: 10 класс: 32 часа (обязательная нагрузка), 4 часа – факультативы Школьный компонент базисного учебного плана был распределен на введение новых предметов и на факультативные занятия с целью углубления и коррекции знаний учащихся. Образовательная программа школы и учебный план предусматривают выполнение государственной функции школы - обеспечение базового общего среднего образования и развитие ребенка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы школы на каждой ступени обучения. В начальной школе – 4 класса (по одному в каждой параллели), в которых обучается- 83человека, в основной и старшей школе – 7классов, в которых г обучается - 118 человек. Крайне важной является деятельность школы по вооружению учащихся базовыми знаниями, по предупреждению неуспеваемости. Можно сделать вывод о положительной динамике в решении вопроса о предупреждении неуспеваемости и второгодничества на 1 и 2 ступенях обучения. Вариативные часы в среднем и старшем звене используются для расширенного изучения предметов, для факультативов. Национально-региональный компонент на 2 ступени обучения представлен следующими предметами: 5-9 кл экономика – 1 ч. в неделю, 5-7 кл, 9кл.- экология- 1 час в неделю, с 2009-2010 учебного года в 8 классе, как продолжение курса «Граждановедение», введен курс «Религии России». Со 2 класса введен обязательный предмет английский язык. Библиотека школы имеет в своем фонде 17.184 книги, включая школьные учебники, брошюры и журналы. Школьных учебников 9.976 экземпляров. В школе функционирует 4 группы продленного дня Подходы к диагностике образовательных результатов Внутришкольный контроль является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функцией анализа и целеполагания. В зависимости от поставленных задач используются следующие формы контроля классно-обобщающий обзорный контроль (тематический вид) предметно-обобщающий персональный контроль Методы контроля: Посещение уроков; Анализ посещенных уроков; Изучение документации (проверка календарно-тематического планирования, журналов, дневников обучающихся, рабочих тетрадей, тетрадей для контрольных и лабораторных работ) Проверка знаний обучающихся по предмету (срезы, тесты, контрольные, практические работы) Анализ посещенных уроков Образовательные стандарты второго поколения предусматривают не учебный, а образовательный план, который будет ориентирован не только на учебный процесс, но и на дополнительное образование. Дополнительное образование - одна из форм обеспечения занятости учащихся с целью развития творческих способностей, познавательного интереса, привития художественного вкуса и навыков трудовой деятельности, а также вовлечения их в полезно-значимую деятельность. Система дополнительного образования в школе представлена работой 9 кружков и охватывает 169 чел., что составляет 84% от общего количества детей. С учащимися работают педагоги первой и высшей квалификационной категории, мастера своего дела. Педагоги дополнительного образования Мурашова О.М. и Банцыкин С.В. отмечены Грамотами Департамента образования, а также творческие коллективы, которыми они руководят. 3 место на городском конкурсе «День птиц» за лучшую кормушку занял Хорошунов Павел, ученик 1а класса. В течение трех последних лет наблюдается увеличение числа занятых школьников кружковой работой. Развитие дополнительного образования Дополнительные образовательные программы. Направленность программНаименование кружка, секцииКол-во обуч-ся Возраст участн-в
Естественно-научная«Ландшафтный дизайн»1511-13 лет
Художественно-эстетическая«Фантазёры»158-10 лет
«Маленький волшебник»403-6 лет
«Образ и мысль»309-10 лет
«Умелые руки»158-12 лет
Научно-техническая«Золотая лоза»2511-14 лет
«Марья-искусница»1511-13 лет
Физкультурно-спортивная«Ловкие, быстрые, смелые»1511-14 лет
«Баскетбол» «Волейбол» «ОФП»308-10 лет 12-15 лет
Итого занято 200
Традиции школы и организация общешкольных мероприятий Школа помнит и чтит традиции прошлых лет. Особое внимание уделено гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. В 2009-2010 учебном году в рамках реализации программы «Я гражданин России» работа направлена на достойную встречу 65-летия Великой Победы. С этой целью разработан общешкольный проект «Чтобы помнили», который заключается в организации поисково-исследовательской деятельности классных коллективов, приуроченной к встрече 65-годовщины Победы. Каждый класс трудился над поисковым заданием, которые были представлены на Уроках Мужества для всех категорий учащихся школы в течение всего учебного года. Воспитательная работа реализуется по следующим направлениям: «Семья» «Я – гражданин России» «Мы за здоровый образ жизни» «Честь имею» 3. Условия осуществления образовательного процесса. Учебный процесс обеспечен кадрами соответствующей квалификации и уровня образования. 30 педагогических работников реализуют программы: дошкольного, основного общего, среднего (полного) и дополнительного образования. Стабилен рост показателей профессиональной деятельности педагогов. Именно учитель играет важную роль в личностном становлении ребенка, в развитии его таланта, участии в творческом труде. Курсовая подготовка Количество часовКоличество учителей, прошедших курсыПроцент
100 часов и более1756,7%
До 100 часов 413,3%
Не прошли курсы повышения квалификации 930%
В школе выстроена система квалификационной курсовой подготовки не реже, чем 1 раз в 5 лет, что способствует росту профессионального мастерства педагогов. Курсовая подготовка проходит на базе НИРО и в «Центре здоровьесберегающих педагогических технологий». По программе Интел «Путь к успеху» прошла модуль Слюняева Н.В., учитель начальных классов, по теме «Использование ИКТ проектной деятельности на основе технологий сотрудничества и критического мышления». На конец 2009-2010 учебного года прошли курсовую подготовку 21 человек; это составляет 70%; не имеют курсовой подготовки 9 учителей – 30%. В 2010-2011 учебном году прохождение курсовой подготовки завершат 3 учителя. О профессионализме педагогов говорит анализ педагогического состава по образованию, категориям и стажу. Кадровый состав педагогических работников - по уровню образования - по возрасту - по стажу Высшее образование имеет 21 учитель, среднее профессиональное (педагогическое) – 7, среднее – 2. Преобладающий возраст педагогов 35-55 лет. Наряду со стажистами: 10-20 лет и более 20 лет, работают и молодые педагоги со стажем от 2 до 5 лет. Коллектив отличается стабильностью, но вместе с тем пополняется молодыми кадрами. Квалификация педагогов Наблюдается тенденция к повышению квалификации педагогов: по результатам аттестации 2009-2010 учебного года высшую квалификационную категорию имеет 1 учитель (3%), 1 квалификационную категорию имеют 20 учителей (66%), вторую – 3 учителя (10%), 6 учителей (20%) без категории – это молодые специалисты и вновь пришедшие учителя. Все педагоги в 2009-2010 учебном году подтвердили заявленную категорию. 4. Состояние материально-технической базы Совершенствование учебно-воспитательного процесса невозможно без расширения материально-технической базы. Развитие и обновление содержания школы имеет положительную тенденцию: - приобретается учебная мебель; - закупается компьютерная техника для учебных кабинетов; - учебные кабинеты оснащаются приборами и оборудованием для ведения образовательного процесса; - библиотечный фонд пополняется учебниками и литературой. Проблема создания в школе комфортных условий обучения решается через проведение ряда мероприятий по противопожарной безопасности: - замена ветхой проводки и установка люминисцентного освещения в учебных кабинетах; - монтаж автоматической пожарной сигнализации и установка аварийного освещения; Но развитие материально-технической базы учреждения не само по себе, а как необходимое условие духовно-нравственного становления личности ребенка в школьный период. Кол - воСостояние
Оптималь-ноеДопустимоеКритичес-кое
Дошкольные группы2 +
Музыкально-физкультурный зал1 +
Методический кабинет1 +
Буфетная2 +
Раздевалка2 +
Спортивный зал1 +
Актовый зал1 +
Музей истории школы 1 +
Столовая1 +
Мастерские: - столярные - слесарные 1 1 + +
Кабинеты: - русского языка - иностранного яз. - математики - химии - биологии - физики - истории - географии - начальных кл - спальня - обслужив. труда - информатики - изобразительного искусства - музыки - социального педагога - заместителя директора по УВР - комната школьника - гардероб 2 2 2 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Мебель +
Компьютеры11 +
Телевизор4 +
Медицинский кабинет Процедурный кабинет1 1 + +
Библиотека1 +
Кабинет директора1 +
Учительская1 +
Канцелярия1 +
Кабинет завхоза1 +
Информатизация обязательное условие развития образовательного процесса. В школе она представлена расширением компьютерной базы для учебных целей, приобретением электронных учебников, медиаресурсов, прохождение курсовой подготовки, применением ИКТ в процессе обучения. Но следует отметить, что все педагоги используют ИКТ в учебной деятельности: не вошло в практику проведение уроков в кабинете информатики. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Применение ИКТ
Компьютерные средства
Электронные учебники
Медиаресурсы
Курсовая подготовка
С целью успешного применения информационно-коммуникативных технологий в преподавании учебных предметов создана единая локальная сеть в кабинете информатики; 8 учебных компьютеров и 2 административных имеют выход в Интернет. Всего в учебном процессе используется 14 компьютеров. На 12 учеников в школе приходится один компьютер. Этот показатель по городу составляет 15 учеников на 1 компьютер, а по району 17 человек на 1 компьютер. Курсовую подготовку по применению ИКТ в учебно-воспитательном процессе прошли 9 педагогов; что составляет 30%. Но важно говорить о том, что уровень применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе школы необходимо совершенствовать. Президентом РФ Медведевым Д.А. утвержден план реализации стратегии развития информационного общества РФ до 2011 года, в соответствии с которым к концу 2010 года не менее чем 50% компьютеров должны использовать пакет СПО. Во исполнение данной стратегии в школе пакет СПО установлен на 62,5% от общего числа компьютеров. В школе созданы условия для обеспечения безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса: введена система видеонаблюдения, установлена тревожная кнопка, обновлена система пожарооповещения, заключен договор на охрану образовательного учреждения с охранным агентством ООО ЧОП «Татьяна – НН». Забота о здоровье обучающихся – главная задача деятельности всех участников образовательного процесса. Очень важно сохранить здоровье ребенка, обучить его навыкам здорового образа жизни, сформировать устойчивую мотивацию к ведению ЗОЖ. Именно индивидуальный подход позволяет использовать современные образовательные технологии. Так на базе начальной школы действует экспериментальная площадка «Развитие психических процессов у учащихся начальной школы». На занятиях используются подвижные игры, игры на развитие мелкой моторики рук, математические викторины, дидактические игры по математике, русскому языку, литературе, окружающему миру в игровой форме, но главное – все игры на развитие памяти, внимания и мышления, загадки, игры на смекалку и логику мышления. Развитие психических процессов, общих интеллектуальных навыков в начальной школе являются базовыми достижениями для раскрытия способностей каждого ученика. Работа в начальной школе по использованию продуктивных видов деятельности, в рамках районного эксперимента направлена на формирование позитивных установок на учебу с целью обеспечения психологической безопасности школьников. Классные руководители начальной школы ведут паспорт здоровья учащихся. К сотрудничеству привлечены социальные партнеры ЦРК «Исток». Особое внимание занимает вопрос организации горячего питания учащихся. Школьная столовая оборудована всем необходимым для обеспечения обучающихся горячим питанием. Классные руководители 3а класса Сокова Т.В. и классный руководитель 2а класса Янюшева Н.И. работают с пособием «Разговор о правильном питании». Эти педагоги приняли участие в городском конкурсе по работе с пособием «Разговор о правильном питании», совместно с родителями. Охват горячим питанием учащихся школы № 138 (в сравнении, в % отношении по годам с 2004-2009 уч. г.) Горячее питание Общее По району
Декабрь 2004г.42,5 %51,1 %39,5 %
Декабрь 2005г.52 %57,3 %43,9 %
Декабрь 2006г.57 %95 %49,1 %
Декабрь 2007г.65 %95 %54,9 %
Декабрь 2008г.73 %95 %59,4 %
Декабрь 2009г. 82 %95 %69 %
5. Результаты деятельности учреждения, качество образования Школа создает адаптивную образовательную и воспитательную среду для развития личности школьника, выпускника, условия для эффективной подготовки к жизни, профессиональной и социальной деятельности. Результатом профессиональной деятельности педагогического коллектива является успешное окончание 2009-2010 учебного года. Итоги обучения следующие: На «5» - 7 обучающихся На «4» и «5» - 68 обучающихся С одной «3» - 2 обучающихся Переведены в 11 класс с одной «2» по предмету условно с согласия родителей 2 обучающихся 10 классов Закончили учебный год с Похвальным листом – 5 учеников 2-8 классов Все ученики 9-х классов получили основное общее образование: с Похвальной грамотой за особые успехи в изучении отдельных предметов – 2 человека (9кл.) с аттестатом особого образца – 1 обучающийся. Успеваемость по ступеням за последние 3 года 2007-2008 уч. год2008-2009 уч. год2009-2010 уч. год
1 ступень 54%100%100%
2 ступень 27%100%100%
3 ступень 97%94%89,5%
Качество по ступеням за 3 года 2007-2008 уч. год2008-2009 уч. год2009-2010 уч. год
1 ступень 54%54%49,2%
2 ступень 27%35,3%39%
3 ступень 36%35,3%31,6%
Мы можем говорить о росте качества успеваемости на 2 ступени, и обязаны обсуждать проблемы снижения процента качества успеваемости на 1 ступени – на 4,8% и 3 ступени – на 3,7%. Результаты государственной (итоговой) аттестации в 9-х классах предметКол-во человекОтметки за экзаменкачествоПодтвердили годовуюВыше годовойНиже годовой
543
Информатика и ИКТ21-150%2--
Русский язык21 150%1-1
география932455,6%9-
биология74-371,4421
ОБЖ1018190%73-
Экономика 4-3175%3-1
Литература 211-100%11
Химия 17103476,514-3
История России1 10%1--
Математика (письменно в новой форме)28581546,41882
Русский язык (письменно в новой форме)284111353,6%226-
Физика ( в новой форме) 2--20%--2
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИМИСЯ ШКОЛЫ Кол-во выпуск ников10 клВСШНПОСПОВУЗыработаюткурсыРАНе работают и не учатся
2008 год
1. выпускники со средним ( полным) общим образованием18 411 2
22%61% 11%
2. Выпускники с основным общим образованием198-37 1
42% 15,7%36,8% 5,3%
2009
1. выпускники со средним ( полным) общим образованием17 1 2 12 2
5.8% 11.7%70.5%11.7%
2. Выпускники с основным общим образованием2319 31
83% 13% 4.3%
Более 50% выпускников 11-х классов школы поступают в высшие учебные заведения. Выпускники 9 классов продолжают свое обучение в 10 кл. или поступают в учреждения среднего профессионального образования. Несмотря на совокупность мероприятий, изменения социально-экономического устройства общества, его расслоение по уровню материальной обеспеченности привели к увеличению числа семей находящихся в социально-опасном положении, что влияет на количество правонарушений и преступлений среди подростков. Положительным результатом является снижение по школе числа преступлений и правонарушений среди подростков и количества школьников, состоят на учете в ОДН. Анализ преступлений и правонарушений Мониторинг состоящих на учете в ОДН учащихся «группы риска» Профилактика девиантного поведения в течение 2009-2010 учебного года была направлена на предупреждение возникновения у подростков негативных поведенческих качеств: употребление алкоголя, наркотиков, склонности к конфликтам. Решение данных проблем осуществляется в результате целенаправленного комплексного подхода всех участников образовательного процесса и социальных партнеров в соответствии с ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В инициативе «Наша новая школа» Президент РФ отмечает: «Дети проводят в школе значительную часть дня и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха». Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет каждому ученику реальную возможность получить полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам. При выполнении таких условий адаптивные возможности организма ребенка соответствуют постоянным изменениям образовательной среды на каждом возрастном этапе. Перманентная взаимная адаптация возможностей ученика и образовательной среды является основой комплексной стратегии улучшения здоровья школьников. Этому же способствует формирование и развитие знаний, умений и навыков, происходящих в процессе как урочной, так и внеурочной и внеклассной работы. В летнем оздоровительном лагере «Солнышко» ребята с удовольствием посещают бассейн спортивно-оздоровительного комплекса «Теплообменник». Динамика распределения учащихся по группам здоровья ( в процентах) 2006-2007 уч.г.2007-2008 уч.г.2008-2009 уч.г.2009-2010 уч.г.
1 группа 8,2%8,3%8,4%8,5%
2 группа 79%79%79%79%
3 группа 13%13%12%12%
4 группа 0,4%0,4%0,5%0,5%
Динамика распределения учащихся по физкультурным группам 2006-2007 уч.г.2007-2008 уч.г.2008-2009 уч.г.2009-2010 уч.г.
Основная 81%83%80%80%
Подготовительная 16%15%19%18,4%
Специальная 0,4%0%0%0%
Освобождены 1,6%1,8%1%1,5%
Хронические заболевания (в процентах) 2006-2007 уч.г.2007-2008 уч.г.2008-2009 уч.г.2009-2010 уч.г.
Заболевание сердца5%1,3%0,9%6,4%
ЦНС 4%0,4%0,4%9,4%
Сколиоз 7%4,3%4,4%4,4%
Нарушение осанки 1,6%6,5%7,9%7,9%
Органы зрения 5%6,17,4%7,4%
Желудочно-кишечный тракт 6,9%3,9%2,9%2,9%
ЛОР5%0,41,4%4,9%
Урология 1,2%1,71,4%1,9%
Заболевание крови 0%0%0%0%
Мониторинг количества хронических заболеваний у обучающихся Год Количество обучающихсяХронические заболевания (количество)Хронические заболевания (%)
20062435020
20072284620
20082024020
Можно сделать вывод, что показатели по общим заболеваниям не изменились в течение трех лет и составляют 20 % от общего количества учащихся. Преобладают заболевания органов зрения и опорно-двигательного аппарата (данные диаграммы) С целью профилактики заболеваний органов зрения обеспечивается нормируемый уровень освещенности в учебных кабинетах в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Учитель соблюдает световой календарь, пересаживает детей 1-2 раза в учебную четверть, это позволяет учащимся сохранить остроту зрения. Для снятия зрительного утомления проводятся физкультминутки (гимнастика для глаз). Учитель рассаживает детей с нарушениями зрения согласно рекомендациям окулиста, контролирует ношение очков. Достижения и результаты педагогического труда Педагоги школы принимают активное участие в районных и городских конкурсах: «Учитель года», «Сердце отдаю детям», «Воспитать человека», механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В 2009-2010 учебном году в конкурсе «Учитель года» приняла участие Комлева Н.С., учитель химии, завоевав приз зрительских симпатий. И очень значимо участие в национальном проекте «Образование» учителя начальных классов Слюняевой Н.В. Участие педагогов в конкурсах различных уровней – это показатель педагогического мастерства, таланта и качественных результатов труда. 1. Районный конкурс «Несущие радость» 2 место, ответственный Парваткина Л.А. 2. Районный конкурс «Выдающиеся нижегородцы» 2 место, ответственный Лебедева А.М. 3. Городской конкурс «Честь имею» 1 место – 6а класс, Соловьева Н.А. 4. Областной конкурс «Творчество»: традиции и современность» 1 место «Золотая Лоза» Банцыкин С.В. 5. Конкурс «Учитель года», участник Комлева Н.С. 6. Городской фестиваль «Круг друзей» Диплом участника (ноябрь) 7.Районный конкурс «Молодежь в объективе фотоаппарата» 1 место – Ботвиньев С., 1 место – Матвеев А. (ноябрь) 8.Городской фестиваль «Радуга лета» Диплом участника (ноябрь) 9.Городской конкурс «Моя семья в истории страны» 3 место – Воронина Д. 10.Районный конкурс «Моя семья в истории страны» 1 место – Ефремов А. 11.Районный конкурс «Выдающиеся - нижегородцы» 2 место – Матвеева А. 12.Городской конкурс «Выдающиеся - нижегородцы» Диплом участника 13.Городской конкурс «Лидер 21 века». Диплом участника Безрукова А. 14.Городской конкурс «День птиц» 3 место Хорошунов П. Педагоги школы делились опытом с коллегами района. В школе были проведены : - Районный семинар для заместителей директора по УВР «Социальное партнерство школы по организации гражданско-патриотического воспитания» Ответственный заместитель директора по УВР Панькина О.Н. - Семинар для учителей начальных классов «Формирование положительно-эмоционального состояния младших школьников через использование продуктивных видов деятельности» » Ответственный заместитель директора по УВР Ильина Жанна Владимировна 6. Финансово-экономическая деятельность На развитие школы и обеспечение ее жизнедеятельности направлены бюджетные ассигнования. Годовой бюджет распределяется по источникам их получения следующим образом: Городские ассигнования – 3 227 677, 00 рублей направляются на оплату коммунальных услуг и обеспечение жизнедеятельности учреждения, а также на проведение текущих профилактических ремонтов. Субвенции (областные ассигнования) – 6 699 611, 00 рублей На обеспечение учебно-образовательного процесса оборудованием, учебной мебелью, наглядными пособиями расходовано 309 586, 00 рублей. Из средств развития территории заместителя председателя Законодательного собрания Нижегородской области Сысоевой О.Н. дополнительно выделены средства на выполнение предписаний Госпожнадзора в сумме 97 000, 00 рублей. Охрана образовательного учреждения осуществляется ООО ЧОП «Татьяна –НН» за счет родительских средств в сумме 50 рублей. 7.Перспективы развития на 2010-2011учебный год Исходя, из цели образовательного учреждения решением августовского педагогического совета определены следующие приоритетные направления деятельности на 2010-2011 учебный год. Цель: - создание оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, его мыслительных и творческих способностей, сохранению и укреплению здоровья учеников и воспитанников, мотивации к дальнейшему обучению; Приоритетные направления деятельности учреждения: 1. Обновление содержания и повышения качества образования на основе внедрения новейших педагогических технологий, в том числе и ИКТ. 2. Создание условий для успешного прохождения аттестации педагогов в новой форме и перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. 3. Создание условий для формирования позитивного имиджа педагога и совершенствования личностных качеств учителя и классного руководителя в осуществлении образовательной деятельности. 4. Продолжение работы по реализации Комплексной программы развития образовательного учреждения. 5. Расширение материально-технической и учебно-методической базы, в том числе и медиаресурсов. 6. Развитие преемственности между дошкольными группами и начальной школой с целью качественной подготовки детей к обучению. 7. Расширение гласности управления образовательным процессом; 8. Создание единой локальной сети для осуществления административной деятельности. Школе в дальнейшем необходимо работать по расширению и пополнению учебно-наглядных пособий, в том числе и информатизационных средств обучения. Учреждение в 2010-2011, 2012-2013 учебных годах продолжит реализацию Комплексной программы по теме: «Модель эффективной образовательной среды и создать в школе комплекс педагогических условий для развития современно образованных компетентных граждан и работу по реализации районной площадки «Взаимодействие классного руководителя и педагога дополнительного образования и учителя-предметника в формировании коммуникативных навыков и информатизационной культуры школьников среднего звена».