Анализ выполнения учебного плана образовательного учреждения МОУ средней общеобразовательной школы № 138
на 2009-2010 учебный год
Учебный план общеобразовательного учреждения - основной документ образовательного учреждения, определяющий максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образовательным областям и учебным предметам
Учебный план МОУ средней общеобразовательной школы № 138 был составлен на основе:
-Устава муниципального образовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 138;
- Лицензии, выданной 4 июля 2006г;
- Свидетельства о государственной аккредитации от 4 июля 2006г.
Учебный план образовательного учреждения разработан в преемственности с планом 2008-2009 учебного года. Учебный план предусматривал 4х - летний срок освоения начального образования (1-4 классы), 5и – летний срок освоения программ общего образования (5-9 классы), 2х – летний срок освоения программ среднего (полного) общего образования (10 класс).
Учебный план определял продолжительность учебного года: 33 недели для 1 класса, 34 недели для 2-10 классов. Занятия проходили в одну смену. Продолжительность учебной недели 5 дней для 1 – 4 кл, 6 дней для 5- 10 кл. Учебная нагрузка учащихся не превышает объема максимально допустимой нагрузки, установленной санитарными правилами: от 20 часов (1 кл), до 36 часов (10кл.).
Учебный план на 2009-2010 учебный год включал инвариантную часть, куда вошли предметы федерального компонента и вариативную часть (региональный и школьный компонент).
На первой ступени обучения введена пятидневная учебная неделя. В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. № 1178-02) в первом классе продолжительность урока -35 минут. В 2-4 классах продолжительность урока – 45 минут
Федеральный компонент на первой ступени представлен образовательными областями: филология, математика, естествознание, искусство, технология, физическая культура.
Учебный план пятидневной учебной недели при продолжительности урока 45 минут не предусматривает наличия часов национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения
Обучение в начальной школе осуществлялось по программе 1-4, использовались следующие УМК:
• 1а, 2а, 4а - «Школа России»;
• 3а класс - «Гармония»;
Изучение иностранного языка начинается со второго класса. Уроки вел учитель, имеющий квалификацию учителя английского языка в начальной школе. Предметы федерального компонента велись в полном объеме в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
Курс «Информатики и ИКТ» изучался в 3-4 классе (1 час в неделю) в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технологии».
На первой ступени обучения курс ОБЖ изучается интегрировано в рамках предмета «Окружающий мир».
Федеральный компонент на второй ступени представлен следующими образовательными областями: филология, математика, информатика, обществознание, естествознание, искусство, физическая культура, технология.
Предметы Федерального компонента основного общего образования обеспечены в полном объеме учебно-методическими комплексами.
Национально-региональный компонент на второй ступени в учебном плане был представлен следующими предметами:
Класс | Предмет | Часов по программе | Предмет | Часов по программе | Всего часов национально – регионального компонента |
5 класс | Экономика- 1ч | 34ч | Экология – 1ч | 34ч | 2ч |
6 класс | Экономика– 1ч | 34ч | Экология – 1ч | 34ч | 2ч |
7 класс | Экономика– 1ч | 34ч | Экология – 1ч | 34ч | 2ч |
8 класс | Экономика– 1ч | 34ч | Религии России – 1ч | 34ч | 2ч |
9 класс | Экономика– 1ч | 34ч | Экология – 1ч | 34ч | 2ч |
Ведение предметов национально – регионального компонента полностью обеспечено учебно-методическими комплексами.
Изучение «Экологии» проходило по программе Швец и др. «Экологическая составляющая курса биологии в основной школе» Учебники: Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природа. Введение в биологию и экологию 5 кл.» Вентана-Граф; Былова А.М., Шорина Н.И. «Экология растений 6 кл.» Вентана-Граф; Бабенко В.Г., Шаталова С.П. «Экология животных 7 кл.» Вентана-Граф; Швец И.М, Добротина Н.А. «Биосфера и человечество 9 кл» Вентана – Граф.
Изучение «Экономики» проходило по «Областной программе экономического образования школьников (5-11 классы) (Симонов И.А., Лукьянова Р.С., Плетенева О.В. НГЦ, 2002г.)
Изучение курса «Религии России» проходило по программе « Религии России»: экспериментальная учебная программа и тематическое планирование для 8-9 кл образовательных учреждений» Авторский коллектив В.А.Сомов, В.К. Романовский, Г.Б. Гречухин, Л.Н. Шилова г.Н.Новгород, НГЦ, 2007г. Учитель, ведущий данный курс, прошел курсовую подготовку в НИРО.
Количество часов по каждому предмету национально-регионального компонента в 2009-2010 учебном году проводились в соответствии с количеством часов по программе.
Программа по данным предметам пройдена в полном объеме.
Компонент образовательного учреждения на второй ступени в учебном плане на второй ступени был представлен предметами и курсами:
Класс | Предмет | Курс | Всего часов компонента образовательного учреждения |
5 класс | Информамика-1 ч | Факультатив по МХК | 2ч |
6 класс | Информамика-1 ч | Факультатив по МХК | 2ч |
7 класс | Информамика-1 ч | - | 1ч |
8 класс | Черчение -1ч ИЗО-1ч | Факультатив по химии | 3ч |
9 класс | Черчение -1ч | Факультатив по химии | 2ч |
Учебный предмет «Информатика и ИКТ» введен в 5-7 классах с целью обеспечения преемственности в изучении данного курса на второй ступени. Данный курс ведется по УМК Босовой Л.Л.
В 8-9 классах предмет «Черчение» ведется по программе для общеобразовательных учреждений, составитель В.В. Степакова, М. Просвещение 2008г.
В 8 классе 1 час был отдан на предмет области «Искусство» ИЗО. Этот предмет ввелся с целью завершения изучения программы по изобразительному искусству автора В.С.Кузина.
Ведение курсов «Информатика и ИКТ», «Черчение» и «ИЗО» обеспечено учебно-методической базой и кадровым составом.
Программа по предметам, введенным из часов компонента образовательного учреждения, пройдена в полном объеме.
Факультативные занятия по химии направлены на расширение рамок программы по данным предметам, а также систематизацию и углубление знаний по предметам.
Факультативные занятия по МХК планировались по программе Даниловой Г.И.: Факультативный курс, М. Дрофа 2006г
Федеральный компонент на третьей ступени представлен следующими образовательными областями: филология, математика, информатика, естествознание, обществознание, искусство, технология, физическая культура.
Важной задачей на третьей ступени обучения является подготовка учащихся к ЕГЭ. С этой целью были усилены предметы: русский язык, информатика и ИКТ, введены предметы: экономика, экология, организованы факультативные занятия по математике, физике, химии, обществознанию.
Ведение всех курсов было обеспечено наличием учебно-методического комплекса и наличием педагогических кадров.
Программа по всем предметам, введенным из часов компонента образовательного учреждения, пройдена в полном объеме.
Учебный план образовательного учреждения в 2009-2010 учебном году был реализован в полном объеме с сохранением состава федеральных образовательных обязательных областей, базовым количеством часов, отведенных на их изучение.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
МОУ средней общеобразовательной школы № 138
на 2010-2011 учебный год
Учебный план школы № 138 составлен в соответствии с региональным базисным учебным планом образовательного учреждения Нижегородской области (приказ № 57 от 04.03.2005г.) с учетом социального запроса и реальных возможностей школы, ее материально-технической базы и целевых установок.
Учебный план разработан на основе:
Устава муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 138;
Лицензии, выданной 4 июля 2006г;
Свидетельства о государственной аккредитации от 4 июля 2006г.
Сохранен состав федеральных образовательных обязательных областей, базовое количество часов, отведенных на их изучение.
Учебный план предусматривает 4х - летний срок освоения начального образования (1-4 классы), 5и – летний срок освоения программ общего образования (5-9 классы), 2х – летний срок освоения программ среднего (полного) общего образования (10-11 классы).
Начальная школа
В 2010-2011 учебном году деятельность начальной школы образовательного учреждения строится на основе направлений развития начального образования, руководствуясь региональным базисным учебным планом образовательных учреждений (приказ МОиН № 57 от 04.03.2005г) и Методическим письмом департамента образования Нижегородской области « О рекомендациях по организации учебной деятельности на ступени начального общего образования» (№ 404-01-52/212 от 01.02.2006г)
На первой ступени обучения сформировано 4 класса: 1а, 2а, 3а , 4а.
На первой ступени обучения реализовывается учебный план пятидневной учебной недели при продолжительности урока 45 минут.
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.№1178-02), зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002г., регистрационный номер 3997, в 1 классе установлена пятидневная учебная неделя при продолжительности урока 35 минут.
Обучение в начальной школе осуществляется по программе 1-4, используются следующие УМК:
• 1а ,2а, 3а, класс - «Школа России»;
• 4а класс - «Гармония»;
Курс изучается в 3-4 классе (1 час в неделю) в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технологии».
В 1 и 2 классах образовательная область «Технология» представлена как отдельный предмет с объемом учебных занятий 1 час в неделю и 2 часа в неделю в 3 и 4 классах
Изучение технологии идет по программе Симоненко В.Д. «Технология» издательство Вентана-Граф 2006г.
На изучение иностранного языка на первой ступени отводится 2 часа в неделю. Основными его целями являются: развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком; формирование элементарных умения общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников.
На первой ступени обучения курс ОБЖ изучается интегрировано в рамках предмета «Окружающий мир».
Учебный план пятидневной учебной недели не содержит часов национально-регионального компонента и часов компонента образовательного учреждения.
Основное общее и среднее (полное) образование
На 2-ой ступени образования основное внимание акцентируется на создание условий для формирования познавательных интересов.
На второй ступени обучения скомплектовано 5 классов: 5а, 6а, 7а, 8а, 9а.
На 3-ей ступени обучения сформированы общеобразовательные классы: 10а. 11а классы Старшая ступень обеспечивает качественное образование учащихся с учетом их потребностей, интересов, способностей.
Национально-региональный компонент учебного плана работает с учетом возможностей, специфики, кадрового и программно – методического обеспечения образовательного учреждения:
класс | предмет | предмет | Всего часов |
5а | экономика | экология | 2 часа |
6а | экономика | экология | 2 часа |
7а | экономика | экология | 2 часа |
8а | экономика | экология | 2 часа |
9а | экономика | Религии России | 2 часа |
Компонент образовательного учреждения на второй ступени:
класс | предмет | предмет | курс | Всего часов |
5а | информатика |
| МХК(факультатив) | 2часа |
6а | информатика |
| МХК(факультатив) | 2часа |
7а | информатика |
|
| 1 час |
8а | Религии России | Черчение | ИЗО | 3 часа |
9а | Черчение |
| Химия (факультатив) | 2 часа |
Образовательная область
«Филология», «Искусство»
Образовательная область филология на второй и третьей ступени обучения представлена предметами: «русский язык», «литература», «иностранный язык» (английский)
Изучение русского языка, литературы, ИЗО, музыки, МХК на уровнях общего и полного образования направлено на достижение комплекса образовательных, развивающих и воспитательных целей.
Русский язык как учебный предмет осваивается в процессе формирования и развития личных компетенций. Особое внимание уделяется коммуникативной компетенции (овладение всеми видами речевой деятельности), языковой компетенции (устройства, развития и функционирования языка, как системы, анализ и оценка языковых явлений и факторов), культурологической компетенции (русский речевой этикет, культура межнационального общения.
Основу литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений. Эти уроки в наибольшей степени помогают становлению личности, развитию ее нравственных и эстетических представлений, ее интеллекта, воображения, эмоций.
Иностранный язык
Основной целью обучения иностранным языкам в школе является формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной)
На изучение иностранного языка в 5-11 классах выделяется по 3 часа в неделю.
Данный объем учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне и реализации основной цели обучения иностранного языка.
Искусство
Образовательная область «Искусство» представлена предметами «ИЗО» (5-9кл), «музыка» (5-8кл), «МХК» (10-11кл)
При изучении искусства (ИЗО, музыка, МХК) формируется интерес к искусству, развивается национально-ценностное отношение к миру.
Учебные предметы образовательной области «Искусство» в 5-8 классе распределяются с учетом кадрового обеспечения: музыка и рисование по 1 часу в неделю ведется каждый предмет.
В 9 классе с учетом кадрового и программного обеспечения отдан 1 час в неделю на ИЗО предметной области «Искусства». Учебный предмет «Изобразительное искусство» обеспечен программой В.С. Кузина.
В рамках компонента образовательного учреждения в 5-6 классе введен факультативный курс по МХК. Цель данного курса: развитие способностей к художественному творчеству, создание оптимальных условий для живого эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках. Факультативный курс по МХК планируется по программе Даниловой Г.И., М. «Дрофа» 2009г.
Образовательная область «Математика»
Образовательная область по математике представлена предметами: «математика» (5-6 кл), «алгебра» (7-9 кл), «алгебра и начала анализа» (10-11кл) «геометрия»(7-11 кл), «информатика и ИКТ» (5-11 кл)
Образование по математике в 5-11 классах представлено базовым уровнем (общеобразовательный класс). Базовый уровень направлен на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззрением, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Информатика и ИКТ
В целях обеспечения всеобщей компьютерной грамотности, в целях использования коммуникационных технологий в учебном процессе выделить по 1 часу для введения в учебный план предмета « Информатики и ИКТ» в 5-7кл. из часов школьного компонента. Данный курс ведется по УМК Босовой Л.Л.
Основополагающими принципами курса информатики в 5-7 классах являются:
Целостность и непрерывность в изучении информатики и компьютерных технологий; научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность и межпредметность; концентричность изучения основополагающих понятий.
Подготовка учащихся к изучению информатики как обязательного предмета в 8 классе.
Образовательная область «Естествознание»
Образовательная область «Естествознание» представлена в настоящее время следующими предметами: «природоведение» (5 кл), «физика» (7-11 кл), «химия» (8-11 кл), «биология» (6-11 кл), «экология» (5-8, 10-11 кл), «астрономия» (11 кл).
Учебный предмет «Природоведение» изучается только в 5 классе в объеме 2 часа в неделю.
Учебный предмет «Биология» начинает изучаться с 6 класса.
Учебный предмет «Физика» изучается с 7 класса в объеме 2 часа в неделю, в 8 классе – 2 часа в неделю, в 9 классе – 2 часа в неделю, в 10 классе– 2 часа в неделю.
Учебный предмет «Химия» изучается с 8-9 класс в объеме 2 часа в неделю, в 10–11 классе 1 час в неделю.
В рамках национально-регионального компонента в 5, 6, 7, 8 классах и в рамках компонента образовательного учреждения в 10-11 классах введен обязательный учебный предмет «Экология».
В 5, 6, 7,8 классах изучение «Экологии» идет по программе Швец и др. «Экологическая составляющая курса биологии в основной школе» Учебники: Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природа. Введение в биологию и экологию 5 кл.» Вентана-Граф; Былова А.М., Шорина Н.И. «Экология растений 6 кл.» Вентана-Граф; Бабенко В.Г., Шаталова С.П. «Экология животных 7 кл.» Вентана-Граф; Федорова И.Ф. и др «Экология человека 8 кл» Вентана – Граф.В 10-11 классах изучение «Экологии» идет по программе Черновой И.М. и др. Учебник: Чернова И.М и др. «Основы экологии 10-11 кл.» М. Дрофа. Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоение научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.
В рамках компонента образовательного учреждения в 11 классе введен обязательный предмет «Астрономия» в объеме 1 час в неделю. Курс признан способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней. Изучение курса проходит по программе «Астрономия 11 кл», Левитан В.П. М. Дрофа 2010г.
Образовательная область «Обществознание»
Историческое образование в основной школе реализуется в рамках двух курсов – истории России и всеобщей истории.
Изучение курсов Истории России и Всеобщей истории проводится синхронно - параллельно.
В 2010-2011 учебном году введен учебный курс «Религии России» (1 час в неделю) за счет часов компонента образовательного учреждения в 8 классе и продолжается изучение данного курса в 9 классе за счет часов национально-регионального компонента.
«Экономика» как обязательный предмет в объеме 1 час в неделю
введен в рамках вариативного накопления национально-регионального компонента в 5-9 классе, компонента образовательного учреждения в 10-11классе.
Изучение «Экономики» идет по «Областной программе экономического образования школьников (5-11 классы) (Симонов И.А., Лукьянова Р.С., Плетенева О.В. НГЦ, 2002г.)
В 5-9 классах в качестве учебников используются рабочие тетради по экономике для каждого класса НГЦ, в 10-11 классах учебник: Липсиц И.В. «Экономика», Вита-Пресс
Главная цель уроков «Экономики» - воспитать экономически грамотных, подготовленных к успешной деятельности в различных сферах и отраслях хозяйства, инициативных, предприимчивых, уверенных в себе и своих возможностях молодых людей.
Образовательная область «Физическая культура»
В соответствии с Федеральным базисным планом на учебный предмет «Физическая культура» отводится 2 часа в неделю. В школе по данному предмету реализуется программа Ляха В.И. «Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы» М.Просвещение 2005г.
Согласно региональному базисному учебному плану ОБЖ в 5-11 классе изучается в объеме 1 час в неделю. На третьей ступени обучения изучение ОБЖ организуется с проведением учебных сборов на базе воинских частей, по окончании 10 класса, объемом не менее 40 часов.
Изучение ОБЖ осуществляется по программе «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» под общей редакцией А.Т.Смирнова. М. Просвещение 2006г.
Образовательная область «Технология»
В соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования «Технология» является обязательным для изучения учебным предметом, изучается в 5-7 классах в объеме 2 часа в неделю, в 8-9 классе 1 час в неделю.
В 8-9 классах в область «Технологии» входит самостоятельный учебный предмет «Черчение». В 8-9 классах в рамках компонента образовательного учреждения как обязательный предмет введен учебный предмет «Черчение».
Предмет «Черчение» ведется по программе для общеобразовательных учреждений, составитель В.В. Степакова, М. Просвещение 2008г.
В 2010-2011 учебном году введены элективные курсы:
класс | Название курса | Количество часов в неделю |
10 класс | «Неравенства: через тернии к успеху» | 1час |
| «Основы делового общения» | 1час |
| «Слово. Образ. Смысл» | 1 час |
| «Основы культурологи» | 1 час |
| «Российская цивилизация» | 1 час |
| «Математические основы информатики» | 1 час |
| «Измерение физических величин» | 1 час |
| «Химия и экология» | 1 час |
11 класс | «Неравенства: через тернии к успеху» | 1час |
| «Основы делового общения» | 1час |
| «Россия в мировых войнах» | 1 час |
| «Математические основы информатики» | 2 час |
| «Химия в задачах» | 1 час |
| «Оптика» | 1 час |
| «Мой выбор – мое действие» | 2 час |
Учебный план предполагает изучение всех предметов согласно Региональному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Нижегородской области, а также обеспечивает расширение рамок программы по отдельным предметам.