Приложение №1. 9 (1)
Взаимоконтроль
1.Педагог сообщает учащимся о целях совместной деятельности: взаимопроверка по определенной теме. Класс разбивается на учителей и учеников.
2. Ученики( шепотом) отвечают своим учителям, используя опорные сигналы.
3. По итогам опроса выставляются отметки и заносятся в карточку:
Фамилия, имя………..класс….
Затем учащиеся меняются ролями, при этом состав пар может изменяться , так, чтобы все ученики побывали в роли учителя
Приложение № 1.10 (2)
Выступление
1.Педагог сообщает тему и цель деятельности.
2. Назначаются эксперты и секретарь.
3.Дается исходная информация : по какой теме выступать, в какую ситуацию должен поставить себя выступающий( теоретик, практик, критик и т.д.), по каким показателям будет оцениваться выступление.
4.Дается время на индивидуальную подготовку.
5. Дается слово 4-5 учащимся подряд( вызван может быть любой) на три минуты
6.Выступления оцениваются следующим образом: индивидуально ( по заявленным критериям); индивидуальная оценка она может быть уточнена при обсуждении с соседями, а затем в группе
( в классе).
Технический секретарь суммирует отметки, выводит среднюю и, если технология используется не впервые, сообщает рейтинг.
Учитель следит, чтобы акцент в оценке выступлений делался на их положительных моментах.
Приложение №1. 11 (3)
Диспут
1.Устно или письменно не меньше, чем за неделю. дается объявление о диспуте( название, тема, выносимые для полемики вопросы, место проведения, состав участников).
2.При открытии диспута ведущий: сообщает тему, цель ( комментируя и пробуждая интерес); назначает секретаря, знакомит с членами жюри и специалистами в данной области( учителя , ученики, родители и т.д.); знакомит участников, занимающих разные позиции; сообщает регламент и правила сотрудничества сторонников разных точек зрения ; вывешивает плакат с критериями оценок.
3.Разыгрываются порядковые номера выступлений.
4.После обсуждений ( выступлений защитников разных точек зрения).
5.Жюри( исходя из фактов и научнообоснованных аргументов) принимает решение и объявляет о том, какая точка зрения признается верной или обе признаются неверными.
6.Ведущий называет победителя диспута по количеству набранных очков.
Подводятся итоги, делаются обобщения.
Приложение №1. 12(4)
Ролевая игра
Сообщается тема и цель игры.
Сообщаются общие правила сотрудничества, критерии оценок учебной деятельности, организационный регламент.
Назначаются и инструктируются эксперты и секретарь.
Ведущий излагает исходную информацию и распределяет роли ( учителя, инспектора, родителя, директора и т.д.).
Ведущий инструктирует исполнителей и просит покинуть их на несколько минут учебное помещение, чтобы войти в образ.
В это время ведущий инструктирует оставшихся и распределяет между ними задания: следить за манерой выступления, ее соответствием выбранной роли или должности ( общественной функции); за выразительностью, ясностью речи, силой воздействия и т.п.
Приглашаются исполнители, разыгрывают ситуацию, изображают отношения для достижения цели. зрители в это время следят за игрой и делают пометки.
В завершение проводится трехступенчатый анализ игры по ранее установленным критериям
Приложение № 1. 13 (5)
Коноп
Организация и порядок проведения. Для контроля выбирается актуалОрганизация и порядок проведения. Для контроля выбирается актуальная и проблемная тема. Класс разбивается на 5-6 команд на основе учета взаимоотношений, совместимости, уровня знаний, организаторских и лидерских способностей. В каждой команде: выбирается или назначается капитан; назначается из числа лучших учащихся консультант, которые накануне игры правильно и точно отвечают учителю на все вопросы, вынесенные на контроль. Начинается игра одноврменно во всех командах: капитан получает от ведущего бланк, кости, фишки, два набора карточек с вопросами( один с простыми, другой с экзаменационными) и игровое поле. Каждому игроку выдается фишка определенного цвета. Игровое поле имеет форму круга, разбитого на пронумерованные секторы ( по числу вопросов). Секторы, соответствующие номерам экзаменационных вопросов, выделяются красным ( зеленым и т.д.) цветом. Капитаны команд , участвуя в игре, одновременно ведут учет полученных каждым игроком ( и командой в целом) баллов, заполняя следующую таблицу:
Фамилия, имя
|
№ карточки( полученные баллы)
|
Всего баллов
|
1. Иванов И.
|
№3-1
|
|
« Покупка» информации
Премия
Штраф
Итого набрано баллов
Капитан команды№
|
|
|
Консультант: следит за ходом игры, оценивает ответы игроков, при необходимости отправляет за «платной» информацией к научным экспертам, штрафует команды за некорректное поведение игроков. Ход игры. По знаку ведущего члены каждой команды поочередно бросают кости, передвигают фишки и в соответствии с выпавшим номером берут из набора карточку с вопросами и отвечают на него. Если игрок ответил правильно ( за этим следит консультант), он получает 5 баллов за простой вопрос и 10 баллов за экзаменационный. Если ответ неточен, он получает меньшее число баллов , а оставшиеся члены команды могут дополнить ответ, получив дополнительно баллы. Если никто из команды не может дополнить или дать правильный ответ, капитан принимает решение о « покупке « информации либо у игроков другой команды, либо в информационном центре, заплатив 5- 15 баллов за простой и10- 20 за экзаменационный ответ.
Приложение 3
Система контрольно-оценочных процедур в начальной школе ( \\Завуч, №7, 2006, стр132)
Традиционная пятибалльная система оценивания: не дает полноценной возможности развивать оценочную самостоятельность; затрудняет индивидуализацию обучения; является малоинформативной; часто имеет травмирующий характер, оценка в начальной школе часто одинаково касаются и результата, и процесса деятельности ( снижение отметки за небрежность, описки, исправления и т.д.).
Согласно письму МО и науки РФ « Об обеспечении успешной адаптации ребенка при перходе с1-ой ступени обучения на 2-ую» от 21.05.2004 № 14-51-140\13 действует новая система оценивания результатов обучения. Отметка ставится дробью: числитель отражает правильность ( эта отметка идет в журнал), знаменатель-общее впечатление от работы ( выставляется в тетради и в идет в дневник).
Цель радикального пересмотра системы оценивания в начальной школе- становление у ребенка способности к оценке границ своих знаний и умений, контрольно-оценочной самостоятельности.
Общие подходы к разработке новой, безотметочной, системы оценивания, которые строятся на основе следующих ключевых вопросов:
- Что именно следует оценивать?
- Как , какими средствами следует оценивать?
-Каким образом оценивать ( процедура)?
-Что нужно учитывать при таком оценивании ( требования к педагогическим условиям).
Безотметочная система оценивания включает:
-правила безопасного оценивания ( похвала исполнителя, критика действий, конкретность целей, постановка одной цели в первом классе и т.д.);
-развернутая словесная оценка учителя, раз в четверть –письмо родителям о достижениях и «отставаниях»;
-рассмотрение на родительских собраниях «движения» ребенка;
-индивидуальные беседы с родителями;
-выставки всех продуктов деятельности детей;
-система портфолио;
-задания, которые способен оценить сам ученик;
-шкалы, отражающие динамику развития;
-« шкалы перспектив»;
-рейтинговые контрольные работы;
-система внеурочных образовательных событий ( игры, конкурсы, праздники, творческие экзамены, детские проекты и т.д.).
Инновации в способах оценивания
В школе 1-ой ступени
1.Рейтинговая контрольная работа ( по итогам контрольной работы ученику присваивается рейтинг)
-проводится не часто;
-результаты сообщаются детям, если, все ученики имеют положительную динамику и когда в детском коллективе утвердились толерантные отношения ( мы разные и это нормально);
-для класса ( родителей) рейтинг анонимный: на доске только результаты в баллах , начиная с наибольшей ( свое место ученики и их родители определяют сами, имея тетрадь).
-форма рейтинговой работы может быть любой ( традиционной, тестовой и т.д.).
2.Задания, не требующие внешней оценки - после выполнения задания учитель сообщает классу верный ответ. Любому человеку неприятно, получить низкую оценку. Если итоги работы определяет сам ученик, а не внешний «оцениватель», оценка носит поддерживающий характер.
3. «Итоговые письма учителя»-это развернутая письменная оценка на этапах пробы, тренировки, предъявления результата, в которой отмечаются успехи ( даже самые незначительные). Цель оценки- поддержать и развить мотивацию к учению.
4. «Подиум».-место для презентации работ, выполняемых учениками ( например центральная доска, ( часть доски). Потренировавшись в каком-либо задании, ученик ( по желанию) показывает ход работы всему классу ( на листе бумаги, на доске и т.д.).
Цель- развитие навыка публичного выступления.
5. Содержательная оценка в области художественного творчества включает: групповое обсуждение; участие в классных и школьных выставках, концертах и т.д.; презентация проектов художественной направленности.
Формы содержательной оценки:
« Рефлексивная карта «
«Тетрадь моих достижений»
«Карта учебных успехов»
«Презентация исследовательских проектов»
«Методика» диагностика самоконтроля»
«Карта успешности
Для учителя – это средство оценивания: интеллектуальных, коммуникативных проявлений ребенка, уровня овладения предметными ЗУН. Для ребенка- это средство помощи в формировании умений словесно оценивать свою работу, сравнивать с образцом или результатом предыдущей работы; способ выработки потребности в организации своего труда.
2.Лист индивидуальных достижений ученика начальной школы
Ученик _______________школа_______________класс____________ учитель________
№п\п
|
Формируемые
|
навыки и умения
|
Старт
|
Октябрь и т.д.
|
1.1
|
Техника чтения
|
Чтение слогов
|
|
|
|
|
Чтение слов
|
|
|
|
|
Чтение предложений
|
|
|
|
|
Безошибочность чтения
|
|
|
|
|
Выразительность чтения
|
|
|
1.2.
|
Понимание прочитанного
|
Ответ на прямой вопрос по прочитанному тексту
|
|
|
|
|
Восстановление пропущенного слова
|
|
|
|
|
Составление « устной « картины
|
|
|
|
|
Сопоставление прочитанного текста и иллюстрированного ряда
к нему
|
|
|
1.3
|
Пересказ
|
С помощью учителя или иной помощи.
|
|
|
|
|
Без помощи учителя и т.п. ( список может быть продолжен)
|
|
|