Проект№3. Контрольно-оценочная деятельность в школе воспитания «Человека компетентного»
Концептуальные основания проекта
Ориентация школы на развитие универсальных умений предполагает создание междисциплинарных (комплексных) измерителей; новых форм, методов и средств оценки динамики продвижения ученика, как в освоении ЗУН, так и в личностном развитии. Традиционный нормативный предметно-центрированный подход в оценивании результатов должен быть дополнен личностным: необходимы контрольно-оценочные материалы (КОМ) «нового поколения»
Эффективное управление, развитием личности, его качеств невозможно без диагностики- точного определения результатов этого процесса.
Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирования дальнейшего развития.
Важнейшие принципы диагностирования:
-объективности, т.е. научно обоснованное содержание диагностических тестов
(заданий, вопросов и т.д.) и диагностических процедур; точность критериев; независимость оценки от личности проверяющего и т.д.
-систематичности:
а) регулярность диагностирования всех обучаемых на всех этапах учебного процесса (от начального восприятия знаний до их применения);
б) проверка усвоения всего того важного, что надлежит усвоить ученику;
в) разнообразие форм, методов и средства контролирования, проверки, оценивания, их тесная взаимосвязь и подчинение одной цели.
-наглядности (гласности) предполагает: открытость испытаний, сообщение результатов диагностирования, обсуждение и анализ со всеми заинтересованными лицами.
-личностной направленности: ученики тактично, но императивно( настойчиво) ставятся в позицию субъекта учебной деятельности ( участвуют в контроле и оценивании своих ЗУН, ведут Портфолио, где отражается познавательная, социокультурная активность и т.д.)
Контрольно-оценочная деятельность выполняет не только функции диагностики, она при использовании соответствующих технологий является инструментом воспитания, развития, обучения, стимулирования, центром развития самостоятельности, поскольку:
процедура оценивания затрагивает личность ребенка, влияет на состояние ученика (угнетение, возбуждение, расстройство системы мышления);
его мотивацию;
самооценку личности, которая включает: «Я – концепцию», формирование отношения сверстников; отношение родителей к ученику; тип используемой «причинной схемы» объяснения успеха или неудачи (случайность, трудная задача, несправедливость и т.д.)
Цели проекта:
Повысить качество образовательного процесса: создать условия для освоения педагогами контрольно- оценочных процедур, способствующих развитию социальной успешности ученика.
Обеспечить ресурсное сопровождение введения новых критериев качества образовательных результатов в начальной и основной школе ( нормативно-правового, кадрового, программно-методического, информационного, материально- технического);
Задачи проекта:
Изучить нормативно-правовую и теоретическую основы контрольно-оценочной деятельности в современных условиях (Теста PISA, содержания тестов ЕГЭ всех уровней, Таксономии Блума и т.д.).
Выявить «точки роста» ( опыт использования современных контрольно-имерительных материалов)
Изучить критерии оценки уровня развития универсальных умений ученика.
Изучить контрольно- оценочные материалы «нового поколения».
Разработать ( адаптировать имеющиеся) диагностические методики для оценки учебных и личностных достижений школьников, изучения состояния и развития их образовательного потенциала;
Разработать образцы новых контрольно-оценочных процедур.
Внедрить в практику работы педагогов контрольно-оценочные технологии (КИТ) нового поколения.
Мероприятия
№
|
Задачи-действия
|
Исполни-тели
|
Сроки
|
Прогнозируемый результат
|
1.
|
Изучить нормативно- правовую базу контрольно-оценочной
деятельности в условиях освоения компетентност-ного подхода в образовании
|
Директор,
Зам.директора.,
Рук. МО
|
|
Соответствие представлений педагогов современным
требованиям
|
2.
|
Изучить теоретические основы контрольно оценочных
технологий нового поколения
|
Зам.д-ра, рук.ТГ, педагоги
|
|
Создание единой ориенти-ровочной основы действий
|
3.
|
Провести обучающие семинары:
-«Контрольно-
оценочные материалы (КИМ) нового
поколения»;
-«Современные контрольно –измерительные технологии- КИТ»
|
Зам.д-ра, рук.ТГ, педагоги
|
|
Повышение профессиональной компетентности педагогов
|
4.
|
Создать творческую группу по раз-работке образцов новых
контрольно-оценочных материалов и технологий нового поколения
|
Зам.д-ра, рук.ТГ,
|
|
Определение «носителей» но-вых способов деятельности.
Создание технологических карт деятельности учителя и учащихся на этапе
«Оценивание»
|
5.
|
Провести школьные «Педагогичес-кие чтения» по теме КИТ нового
поколения»
|
Зам.д-ра, рук.ТГ, педагоги
|
|
» Определение «носителей» новых способов деятельности.
|
6.
|
Создать «Школьный банк КИТ»
|
|
|
|
7.
|
Разработать инструменты монито-ринга педагогического
процесса в ситуации контроля и
оценивания
|
Зам.д-ра, рук.ТГ, педагоги
|
|
Создание единого инструмента для внеш. и внутр. контроля
качества оценочных процедур
|
8.
|
Тиражировать разработанные для учителя, учащихся и
родителей ме-тодические материалы,
технологи-ческие карты, задания,
критерии оценки, рекомендации по составле-нию «Портфолио» и т.д.
|
Директор,Зам.д-ра, рук.ТГ, педагоги
|
|
Создание условий для инте-грации усилий всех участни-ков
образовательного процесса по
интеллектуальному воспитанию
|
9.
|
Изучать и пропагандировать
опыт учителей и учащихся, использую-щих новые контрольно-оценочные
технологии (КОТ).
|
Зам.д-ра, педагоги
|
|
Рост числа субъектов образова-тельного процесса, активно
использующих новые КОТ
|
10.
|
Разработать и пополнять
«Карту преемственности» в использовании контрольно-оценочных
технологий (КОТ)
|
Зам.д-ра, рук.ТГ, педагоги.
|
|
Повышения качества пед. процесса, скорости освоения
учащимися формируемых интел-ных умений
|
11.
|
Проводить изучение степени удов-летворенности родителей и
учащих-ся использованием новых КОТ
|
Зам.д-ра, рук.ТГ, педагоги.
|
регулярно
|
Информация о качестве и целесообразности проводимых
изменений.
|
Разработать матрицу « интегрированного расписания»
Содержание урочной и внеурочной деятельности учащихся, разработанное на основе
принципа «интеграции»