Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Подходы к развитию
Один из возможных подходов в создании условий для развития социально успешной личности- это создание условий опосредованного влияния на личность, путем разработки соответствующей среды, т.е. совокупности факторов ( систем, процессов, структур, людей , взаимоотношений и т.д.), оказывающих влияние на человека.
1. Средовой подход в образовании, определяемый как стратегия управления развитием личности на основе интеграции воспитания и обучения, усилий педагогов в осуществлении личностно-ориентированного образования, а также механизм преобразования среды школы.
Образовательная среда рассматривается как совокупность взаимосвязанных условий трансформации первичных потребностей ребенка в социогенные потребности – жизненные ценности, формирования научного и экологического мировоззрения, самовоспитания культуры общения, межличностных отношений, культура пола, развития способностей, самореализации личности, становления субъектности
Образовательная среда, таким образом, это не только кадры, образовательный процесс, материальная база и т.д., но семья, все социальное окружение учащихся. (В.И.Слободчиков, В.А.Ясвин).
Ещё С.Т. Шацкий отмечал необходимость изучения экономики, культуры и быта среды, влияние средовых факторов на развитие ребенка, участие детей в перестройке условий жизни, изучение механизмов усвоения детьми культуры микро-и макросреды. « Как ни старайся отгородиться , а среда давит на школу и незаметно для нас направляет жизнь детского сообщества «.
К факторам образовательной среды принято относить:
Школьную среду, которая включает: профессиональную компетентность педагогов, образовательные программы и технологии, воспитательную систему и т.д.
Человеческий фактор
|
Содержание деятельности
|
Физическое окружение
|
1.Постоянный состав школы:
–управленческий персонал;
-педагогический персонал; -технический персонал.
2.Переменный состав школы: учащиеся; родители и родственники
учащихся.
3.Окружающие школу
субъекты:
-учредители и органы управления образованием;
-организации, взаимодействующие со школой
( учреждения культуры, экологические, молодежные,
религиозные , политические, спортивные, ветеранские, ОВД, штабы ГО и ЧС и
др);
- детские сады;
-другие школы;
-учреждения дополнительного образования
( ДЮСШ,
музыкальная школа, дома творчества и
т.д.);
-система повышения квалификации
|
1.Содержательный компонент образования ( набор предметов,
программы и учебные планы). 2.Организационный компонент образования
( распорядок работы школы, расписание).
3.Формы обучения (
очная, экстернат).
4.Формы организации учебных занятий, экзаменов).
5.Методы обучения.
6.Набор учебно-воспитательных мероприятий. 7.Методы
воспитательной работы.
8.Подразделения и структура управления школой.
9.Повышение квалификации педагогов.
|
1.Структура и архитектура школьного здания.
2.Размер и пространственная структура помещений.
3.Использование
территории вокруг школы( наличие спортивного городка, пришкольного
садового участка и других объектов
|
Школьная среда- это , кроме того, профессиональная компетентность педагогов, образовательные программы и технологии, воспитательную систему и т.д.
Семейную среду: жилищные условия и пространство, отводимое для ребенка; состав семьи; социальное происхождение членов семьи; их принадлежность к местному сообществу; род занятий членов семьи; их образовательный уровень, социальный статус; степень заинтересованности семьи в получении ребенком образования уровень её притязаний на качество образовательных услуг; характер отношений между членами семьи; характер собственности семьи; возможности семьи по интеллектуальному, духовному, физическому развитию ребенка.
Окружающую среду: среда сверстников; культурная среда, этническая среда, географическая среда, информационная, идеологическая среда технологий ( доступность телекоммуникаций, компьютерных сетей, различных видов техники и т.д.); экология природной среды, экология социальной среды.
Мегасреда: те страны, с которыми наше государство поддерживает экономические, политические, культурные связи и экономика, политика, культура которых оказывает влияние на нашу культуру. Так, »Болонское соглашение», в котором участвует Россия, направлено на создание в Европе в 2010 г.единого образовательного пространства, т.е. введение общеевропейских стандартов качества образования, в основе которых не знания только, но и компетентности.
Среда ( как совокупность объектов материального и духовного мира) становится «образовательной средой», если возможности среды используются в педагогических целях воспитания школьника.
При разработке планов ( содержания ) деятельности педагогов, педагогов дополнительного образования и т.д. целесообразно в качестве цели педагогического взаимодействия считать развитие компетентностей детей, определенных моделью.
Познавательные универсальные
умения
|
Учебный процесс:
а) школьный компонент;
б) технологии
|
Занятия в учреждениях
дополнительного образования:
а) Программа
б) методы, формы
|
Другие объекты социума:
а) направления;
б) мероприятия
|
1.
2.
3.
|
|
|
|
Деятельностные универсальные
умения
1.
2.
3.
|
Учебный процесс:
а) школьный компонент;
б) технологии
|
Занятия в учреждениях дополнительного образования:
а) Программа
б) методы, формы
|
Другие объекты социума:
а) направления;
б) мероприятия
|
|
|
|
|
Коммуникативные универсальные умения
1.
2.
3.
|
Учебный процесс:
а) школьный компонент;
б) технологии
|
Занятия в учреждениях дополнительного образования:
а) Программа
б) методы, формы
|
Другие объекты социума:
а) направления;
б) мероприятия
|
2.Компетентностный подход.
Образование- это не то что ребенок проходит на уроке, а все то, что изменяет его внутренний мир и помогает выстраивать отношения с миром внешним: это люди и образовательные ( педагогические) ситуации. Урок беден образовательными ситуациями, нужно выстраивать образовательные пространства ( сферы), наполненные образовательными ситуациями. Учитель при таком подходе- соавтор и соразработчик образовательной траектории ученика в этом пространстве, он создает и насыщает условия для наиболее полного проявления и развития ребенком своей индивидуальности, координирует его действия в пространстве
Под компетентностью понимается:
Компетентность- это целостная система личностно осмысленных и освоенных знаний, умений, принятых ценностей, направленных на выполнение компетенций, т.е. той области деятельности, в которой индивид хорошо осведомлён, в которой он проявляет готовность продуктивно действовать.
Как отмечает М.В. Холодная «Знающий»- знает и пытается делать (врач-лечить, учитель-учить, ученик-учиться) Компетентный - знает и добивается успеха ( врач вылечивает, учитель выучивает, ученик успешно учится и т.д.)
Компетентность- это возможность установления связей между знаниями и ситуацией, это способность возникающих проблем.(В.Ясвин)
Перспективность компетентностного подхода обусловливается рядом его достоинств:
-в нем соединяются навыковая и интеллектуальная составляющие образования;
-его идеология предопределяет интерпретацию содержания образования по критерию конкретной, четко просматриваемой результативности;
-данный подход обладает ярко выраженной интегративностью, объединяя в единое целое ряд соответствующих умений и знаний, относящихся к широкому полю деятельности.
Понятие компетентности включает мотивационную, этическую, социальную и пове денческую составляющие, интегрирует результаты обучения и воспитания в систему ценностных ориентаций личности.
Ключевые компетентности многофункциональны, многомерны, надпредметны и междисциплинарны. Они позволяют решать самые различные бытовые, профессиональные и социальные проблемы, актуализируя различные психологические процессы и механизмы.
3. Гуманистический, человекоцентрированный подход в обучении и воспитании.
Условиями эффективности педагогического процесса являются: наличие психологического климата доверия между педагогом и ребенком; обеспечение сотрудничества в принятии решений всеми участниками, актуализация мотивационных ресурсов учения, развитие у педагогов особых личностных установок, адекватных гуманистическим принципам обучения, оказание помощи учителям, учащимся в личностном развитии.
Процесс обучения и воспитания при таком подходе- это педагогическое взаимодействие, построенное на принципах:
проблематизации, т.е. стимулирования личностного роста ребенка, его исследовательской активности, создания условий для совершения ребенком нравственного поступка, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных задач и проблем;
персонификации - отказ от ролевых масок и фасадов, «включение» чувств, переживаний, эмоций;
индивидуализации - выявление и культивирование в каждом ребенке специфических элементов общей и специальной одаренности, использование методов, форм, технологий, адекватных возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям.
4.Деятельностный подход. Основной механизм развития личности - особым образом организованная деятельность ученика (С.Л. Рубинштейн,Л. С. Выготский, А.Н, Леонтьев, А.Р. Лурия, В.В. Давыдов). «Субъект,- как отмечал С.Л. Рубинштейн,- в своих
деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется. Он в них созидается…Тем, что он делает, можно определить, что он есть».
Целостная деятельность (А. Н. Леонтьев) включает следующие элементы (составляющие, компоненты): потребности-мотивы - цели-условия достижения цели и соотносимые с ними деятельность - действия- операции.
Успех любой деятельности определяется уровнем развития необходимых умений и навыков (« универсальных умений» в частности).
5. Субъектный подход. «Человек – субъект основных социальных деятельностей - труда, общения, познания» - Б.Г. Ананьев. Стать субъектом деятельности - значит освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным к её осуществлению и творческому преобразованию; оценивать способы деятельности (рефлексия), контролировать её ход и результаты, изменять приемы. Достижение человеком уровня субъектности предполагает овладение им совокупностью родовых психологических способностей: мышления, сознания, желаний, воли, чувств и т.д. Человек как субъект - высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств» А.Б. Брушлинский. Психическая деятельность позволяет человеку сориентироваться в проблемном поле реальной жизни.
6.Личностно-деятельностный подход в обучении и воспитании; принципы личностно ориентированного подхода ( самоактуализации, субъектности, индивидуальности, выбора, творчества, поддержки, успеха).
Социально успешная личность –это человек с положительным отношением к себе, с адекватной самооценкой.
«Я-концепция», т.е. совокупность всех представлений о себе и их оценка- важный компонент в структуре личности. Положительная « Я-концепция» способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию нового опыта, поведение, является источником ожиданий относительно себя ( успеха или неудачи).
Структура «Я»ученика ( в разной последовательности доминирования в зависимости от возраста) -могу, хочу, значу и находится в диалектической взаимосвязи с результатами деятельности ( в любой сфере).
Успешная деятельность повышает самооценку и побуждает к новой деятельности. Неуспех демотивирует личность. Не случайно создание ситуации успеха и последующая « публичная « похвала, а не активная реакция на ошибку- важнейший принцип современной педагогики.
Ситуация успеха- субъективное чувствование, особое состояние удовлетворения итогом психического или физического напряжения исполнителя дела, созидателя явления. Ощущение успеха- это преодоление страха, неумения, застенчивости, непонимания
Все современные подходы предполагают активную, субъектную позицию ученика в учебном процессе. Поэтому и содержание и средства обучения приводятся в соответствие с новым пониманием качества образования- выпускник школы- человек компетентный, социально зрелый, нравственный, конкурентоспособный.
В содержании школьного образования:
пересматривается соотношение знаниевой и деятельностной компонент ( умения оперировать информацией, опыт творческой деятельности и т.д.);
происходит уравнивание гуманитарной и технократической составляющих;
отводится особая роль духовному воспитанию;
Объяснительно- иллюстративный способ обучения уступает место новым, развивающим технологиям:
использование компьютерных средства обучения и телекоммуникационных сетей;
использование дидактических средств развития умственных действий (обучаемости в целом) ученика;
создание условий для субъект- субъектных отношений, личностно- ориентированного взаимодействия педагога и учащихся (для развития «навыков» внутренней нравственно- волевой саморегуляции), как основы социальной успешности выпускника школы
дифференциация и индивидуализация программ обучения и воспитания;
интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума.
Управление в школе воспитания »Человека компетентного»
Управленческие действия разрабатываются на основе:
принципов стратегического управления и идей ситуационного подходов;
требований системного подхода;
оптимального сочетания стратегического и оперативного управления.
Функции целеполагания, планирования, принятия управленческих решений, организации исполнения, мотивирования реализуются на основе требований партисипативного управления: широкого привлечение педагогов к определению целей развития школы, коллегиальный способ принятия решений; гласность в оценке качества работы сотрудников, делегирование полномочий и ответственности, гибкое сочетание способов управления («по процессу» и «по результату», самооценка); смещение акцентов при анализе деятельности педагога на его профессиональные и личностные достижении; разработка ясных, понятных педагогу инструментов мониторинга, позволяющих фиксировать его продвижение к новому способу деятельности, организовать самодиагностику и самооценку слабых и сильных сторон своего интеллекта; выраженность познавательных стилей (способов изучения реальности), сформированность индивидуальных предпочтений.
Принципы развития школьной образовательной среды
Принцип системности - проектирование образовательной среды путём включения необходимого и достаточного количества элементов и связей между ними.
Принцип целостности: ученик в педагогическом процессе выступает как
Принцип технологичности - проектирование педагогического и управленческого воздействия на объект (систему) на основе учета закономерностей его поведения.
Принцип «относительности» - признание того факта, что нет наилучшего метода (способа, средства) воздействия на систему, а эффективность любого из них определяется конкретными обстоятельствами и условиями.
Принцип интеграции - объединение всех культурно-образовательных ресурсов для интеллектуального воспитания ребенка.
Принцип субъектности - наделение участников взаимодействия полномочиями, которые каждый умело использует для построения деятельности, общения, отношений.
Принцип успеха - смещение акцента при разработке критериев анализа деятельности на достижения и успех исполнителя, а не его ошибки.
Принцип индивидуальности - признание индивидуального своеобразия личности, которое проявляется в темпе, способах деятельности, стиле мышления, направленности и т.д.
Принцип выбора - признание права субъекта на выбор целей, содержания способов, темпов деятельности.
Принцип творчества - создание условий для коллективной и индивидуальной творческой деятельности.
Принцип « прибавления» - оценивание результатов деятельности строится не на основе сравнения с идеалом («отнимания»), а путем количественной оценки приращения успешных действий.
Принцип интеграции - объединение всех культурно-образовательных ресурсов для интеллектуального воспитания ребенка.
Самообучающийся субъект;
Субъект частной жизни;
Субъект профессиональной деятельности;
Коммуникатор;
С точки зрения образовательного результата личность можно представить как совокупность ряда компетентностей, выступающих как мера способности человека включаться в деятельность, мера его социальной зрелости. Для жизни, деятельности индивида важно не только наличие накоплений в виде знаний, а проявление и возможность использования того, что имеется, то есть не морфологические, а функциональные качества. Поэтому, повышение качества школьного образования предполагает, в частности, повышение уровня результативности выпускника в любом виде деятельности, владение не только знаниями, но и компетентностями, т.е. способностью продуктивно использовать полученные знания в области самообразования, при организации собственной деятельности, в ходе межличностного общения и т.д..
По рекомендациям ЮНЕСКО, современный выпускник должен иметь шесть основных компетентностей:
Умение работать с числовой информацией;
Коммуникативные умения;
Владение информационными технологиями, умение жить в информационном обществе;
Открытость новому знанию, навыки и потребность в саморазвитии и самообразовании;
Умение сотрудничать, работать в команде;
6. Умение решать проблемы, принимать решения и нести за них ответственность
Возрастные рубежи владения компетентностями
Компетентности младших школьников:
устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применение знаний на практике, исполнительность , инициативность, самоуважение, уверенность, чувствительность к добру, эстетическое восприятие природы и человека, добросовестность, стыдливость, бодрость, мажорность, привычка к режиму, навыки гигиены, естественность поведения, умение согласовывать личное и общественное, заботливость, аккуратность, старательность, искренность, правдивость
Определяющими для учащихся основной школы являются: гуманизм как ответственность за свое поведение и умение противостоять безнравственности; умение учиться и трудиться; принципиальность, совестливость; объективная самооценка; умения самовоспитания, самоутверждения, самоопределения.
В старших классах личность определяют: мировоззренческая позиция, потребность в самоактуализации, целеустремленность, эстетический вкус, творческая направленность деятельности, сочетание свободолюбия и ответственности, готовность к выполнению общественного долга, честь, благородство, преданность идеалам, развитая воля
Личностно-ориентированный подход
4. Практическая часть программы
Итоги проблемного анализа, концептуальная модель школы воспитания «Человека зрелого» определили содержание инновационной деятельности и форму её организации – метапроект «Создание образовательного пространства, создающего условия для развития универсальных умений учащихся» который включает четыре подпроекта:
Развитие качества образовательного процесса
Развитие профессиональной компетентности педагогов, способных проектировать и использовать новые педагогические практики
Развитие качества контрольно-оценочной деятельности
Цели метапроекта: привести в соответствие с концептуальной моделью образовательной среды уровень профессиональной компетентности педагогов, образовательный процесс, контрольно оценочные методы, управленческую деятельность.
Направление№1. «Развитие качества образовательного процесса».
1.1.Этап «Объяснение»
Концепция проекта: «Из всех дидактических процедур объяснение - самая сложная и самая ответственная, предъявляющая наибольшие требования к культуре учителя». (А.М. Сохор)
Понимание - это мыслительный процесс, успех которого зависит от степени «пробуждения» мыслительной активности, интеллектуального сопереживания, включенности всех когнитивных структур ученика. Человек начинает думать, когда перед ним стоит какая-то задача. Сохор А.М. называет её познавательной задачей.
Суть познавательной задачи – поиск ответа на вопрос «как перейти от известного к новому». Вместе с учителем, вслед за ним, ученик мысленно проделывает все те познавательные операции сравнения, обобщения, анализа, моделирования, без которых усвоение невозможно.
Уровень понимания определяется широтой переноса познанного в новые условия. Широта переноса - показатель творческой активности и самостоятельности. Она различна у разных детей, зависит от той области знаний, в которой осуществляется. Задача учителя - настойчиво культивировать мыслительную активность детей. Воспитательный эффект успешной интеллектуальной деятельности на этапе понимания: у ребенка должен быть устойчивый действенный мотив к интеллектуальной деятельности; не должно быть страха перед неудачей; он должен свободно владеть изученным ранее материалом; он должен владеть логическими и общеучебными умениями.
Цель проекта: разработка операционных моделей процесса, обеспечивающего интеллектуальное развитие на этапе усвоения «знаниевой» компоненты социального опыта.
Задачи:
1.Изучение уровня педагогической культуры учителей.
2.Изучение, обобщение, систематизация, апробирование представленных в педагогической литературе (Заир-Бек, Гальперин, М.А. Холодная, Е.Н.Колеченко, Г.К.Селевко.А.М.Сохор, Н.М.Талызина и др.) приемов, методов, технологий, позволяющих организовать интеллектуальную деятельность на этапе уяснения учениками нового знания.
2. Разработка и апробация модели взаимодействия учителя и ученика в педагогической ситуации «Объяснение».
3. Внедрение модели в практику работы учителей.
Руководитель проекта - Царькова Л.С.
Участники проектной деятельности – педагогический коллектив школы
Мероприятия |
|