Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 14:32

МОУ СОШ №138

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Подходы к развитию

Один из возможных подходов в создании условий для развития социально успешной личности- это создание условий опосредованного влияния на личность, путем разработки соответствующей среды, т.е. совокупности факторов ( систем, процессов, структур, людей , взаимоотношений и т.д.), оказывающих влияние на человека. 1. Средовой подход в образовании, определяемый как стратегия управления развитием личности на основе интеграции воспитания и обучения, усилий педагогов в осуществлении личностно-ориентированного образования, а также механизм преобразования среды школы. Образовательная среда рассматривается как совокупность взаимосвязанных условий трансформации первичных потребностей ребенка в социогенные потребности – жизненные ценности, формирования научного и экологического мировоззрения, самовоспитания культуры общения, межличностных отношений, культура пола, развития способностей, самореализации личности, становления субъектности Образовательная среда, таким образом, это не только кадры, образовательный процесс, материальная база и т.д., но семья, все социальное окружение учащихся. (В.И.Слободчиков, В.А.Ясвин). Ещё С.Т. Шацкий отмечал необходимость изучения экономики, культуры и быта среды, влияние средовых факторов на развитие ребенка, участие детей в перестройке условий жизни, изучение механизмов усвоения детьми культуры микро-и макросреды. « Как ни старайся отгородиться , а среда давит на школу и незаметно для нас направляет жизнь детского сообщества «. К факторам образовательной среды принято относить: Школьную среду, которая включает: профессиональную компетентность педагогов, образовательные программы и технологии, воспитательную систему и т.д.

Человеческий фактор

Содержание деятельности

Физическое окружение

1.Постоянный состав школы:

–управленческий персонал;

-педагогический персонал; -технический персонал.

2.Переменный состав школы: учащиеся;                 родители и родственники учащихся.

 3.Окружающие школу субъекты:

-учредители и органы управления образованием;

-организации, взаимодействующие со школой

( учреждения культуры, экологические, молодежные, религиозные , политические, спортивные, ветеранские, ОВД, штабы ГО и ЧС и др);

- детские сады;

-другие школы;

-учреждения дополнительного образования

 ( ДЮСШ, музыкальная  школа, дома творчества и т.д.);

-система повышения квалификации

1.Содержательный компонент образования ( набор предметов, программы и учебные планы). 2.Организационный компонент образования

( распорядок работы школы, расписание).

3.Формы обучения  ( очная, экстернат).

4.Формы организации учебных занятий, экзаменов).

5.Методы обучения.

6.Набор учебно-воспитательных мероприятий. 7.Методы воспитательной работы.

8.Подразделения и структура управления школой.

9.Повышение квалификации педагогов.

 

1.Структура и архитектура школьного здания.

2.Размер и пространственная структура помещений.

3.Использование  территории вокруг школы( наличие спортивного городка, пришкольного садового участка и других объектов

Школьная среда- это , кроме того, профессиональная компетентность педагогов, образовательные программы и технологии, воспитательную систему и т.д. Семейную среду: жилищные условия и пространство, отводимое для ребенка; состав семьи; социальное происхождение членов семьи; их принадлежность к местному сообществу; род занятий членов семьи; их образовательный уровень, социальный статус; степень заинтересованности семьи в получении ребенком образования уровень её притязаний на качество образовательных услуг; характер отношений между членами семьи; характер собственности семьи; возможности семьи по интеллектуальному, духовному, физическому развитию ребенка. Окружающую среду: среда сверстников; культурная среда, этническая среда, географическая среда, информационная, идеологическая среда технологий ( доступность телекоммуникаций, компьютерных сетей, различных видов техники и т.д.); экология природной среды, экология социальной среды. Мегасреда: те страны, с которыми наше государство поддерживает экономические, политические, культурные связи и экономика, политика, культура которых оказывает влияние на нашу культуру. Так, »Болонское соглашение», в котором участвует Россия, направлено на создание в Европе в 2010 г.единого образовательного пространства, т.е. введение общеевропейских стандартов качества образования, в основе которых не знания только, но и компетентности. Среда ( как совокупность объектов материального и духовного мира) становится «образовательной средой», если возможности среды используются в педагогических целях воспитания школьника. При разработке планов ( содержания ) деятельности педагогов, педагогов дополнительного образования и т.д. целесообразно в качестве цели педагогического взаимодействия считать развитие компетентностей детей, определенных моделью.

Познавательные универсальные умения

Учебный процесс:

а) школьный компонент;

б) технологии

Занятия в учреждениях дополнительного образования:

а) Программа

б) методы, формы

Другие объекты социума:

а) направления;

б) мероприятия

1.

2.

3.

 

 

 



Деятельностные универсальные умения

1.

2.

3.

Учебный процесс:

а) школьный компонент;

б) технологии

Занятия в учреждениях  дополнительного образования:

а) Программа

б) методы, формы

Другие объекты социума:

а) направления;

б) мероприятия

 

 

 

 

Коммуникативные универсальные умения

1.

2.

3.

Учебный процесс:

а) школьный компонент;

б) технологии

Занятия в учреждениях  дополнительного образования:

а) Программа

б) методы, формы

Другие объекты социума:

а) направления;

б) мероприятия


2.Компетентностный подход. Образование- это не то что ребенок проходит на уроке, а все то, что изменяет его внутренний мир и помогает выстраивать отношения с миром внешним: это люди и образовательные ( педагогические) ситуации. Урок беден образовательными ситуациями, нужно выстраивать образовательные пространства ( сферы), наполненные образовательными ситуациями. Учитель при таком подходе- соавтор и соразработчик образовательной траектории ученика в этом пространстве, он создает и насыщает условия для наиболее полного проявления и развития ребенком своей индивидуальности, координирует его действия в пространстве Под компетентностью понимается: Компетентность- это целостная система личностно осмысленных и освоенных знаний, умений, принятых ценностей, направленных на выполнение компетенций, т.е. той области деятельности, в которой индивид хорошо осведомлён, в которой он проявляет готовность продуктивно действовать. Как отмечает М.В. Холодная «Знающий»- знает и пытается делать (врач-лечить, учитель-учить, ученик-учиться) Компетентный - знает и добивается успеха ( врач вылечивает, учитель выучивает, ученик успешно учится и т.д.) Компетентность- это возможность установления связей между знаниями и ситуацией, это способность возникающих проблем.(В.Ясвин) Перспективность компетентностного подхода обусловливается рядом его достоинств: -в нем соединяются навыковая и интеллектуальная составляющие образования; -его идеология предопределяет интерпретацию содержания образования по критерию конкретной, четко просматриваемой результативности; -данный подход обладает ярко выраженной интегративностью, объединяя в единое целое ряд соответствующих умений и знаний, относящихся к широкому полю деятельности. Понятие компетентности включает мотивационную, этическую, социальную и пове денческую составляющие, интегрирует результаты обучения и воспитания в систему ценностных ориентаций личности. Ключевые компетентности многофункциональны, многомерны, надпредметны и междисциплинарны. Они позволяют решать самые различные бытовые, профессиональные и социальные проблемы, актуализируя различные психологические процессы и механизмы. 3. Гуманистический, человекоцентрированный подход в обучении и воспитании. Условиями эффективности педагогического процесса являются: наличие психологического климата доверия между педагогом и ребенком; обеспечение сотрудничества в принятии решений всеми участниками, актуализация мотивационных ресурсов учения, развитие у педагогов особых личностных установок, адекватных гуманистическим принципам обучения, оказание помощи учителям, учащимся в личностном развитии. Процесс обучения и воспитания при таком подходе- это педагогическое взаимодействие, построенное на принципах: проблематизации, т.е. стимулирования личностного роста ребенка, его исследовательской активности, создания условий для совершения ребенком нравственного поступка, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных задач и проблем; персонификации - отказ от ролевых масок и фасадов, «включение» чувств, переживаний, эмоций; индивидуализации - выявление и культивирование в каждом ребенке специфических элементов общей и специальной одаренности, использование методов, форм, технологий, адекватных возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям. 4.Деятельностный подход. Основной механизм развития личности - особым образом организованная деятельность ученика (С.Л. Рубинштейн,Л. С. Выготский, А.Н, Леонтьев, А.Р. Лурия, В.В. Давыдов). «Субъект,- как отмечал С.Л. Рубинштейн,- в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется. Он в них созидается…Тем, что он делает, можно определить, что он есть». Целостная деятельность (А. Н. Леонтьев) включает следующие элементы (составляющие, компоненты): потребности-мотивы - цели-условия достижения цели и соотносимые с ними деятельность - действия- операции. Успех любой деятельности определяется уровнем развития необходимых умений и навыков (« универсальных умений» в частности). 5. Субъектный подход. «Человек – субъект основных социальных деятельностей - труда, общения, познания» - Б.Г. Ананьев. Стать субъектом деятельности - значит освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным к её осуществлению и творческому преобразованию; оценивать способы деятельности (рефлексия), контролировать её ход и результаты, изменять приемы. Достижение человеком уровня субъектности предполагает овладение им совокупностью родовых психологических способностей: мышления, сознания, желаний, воли, чувств и т.д. Человек как субъект - высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств» А.Б. Брушлинский. Психическая деятельность позволяет человеку сориентироваться в проблемном поле реальной жизни. 6.Личностно-деятельностный подход в обучении и воспитании; принципы личностно ориентированного подхода ( самоактуализации, субъектности, индивидуальности, выбора, творчества, поддержки, успеха). Социально успешная личность –это человек с положительным отношением к себе, с адекватной самооценкой. «Я-концепция», т.е. совокупность всех представлений о себе и их оценка- важный компонент в структуре личности. Положительная « Я-концепция» способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию нового опыта, поведение, является источником ожиданий относительно себя ( успеха или неудачи). Структура «Я»ученика ( в разной последовательности доминирования в зависимости от возраста) -могу, хочу, значу и находится в диалектической взаимосвязи с результатами деятельности ( в любой сфере). Успешная деятельность повышает самооценку и побуждает к новой деятельности. Неуспех демотивирует личность. Не случайно создание ситуации успеха и последующая « публичная « похвала, а не активная реакция на ошибку- важнейший принцип современной педагогики. Ситуация успеха- субъективное чувствование, особое состояние удовлетворения итогом психического или физического напряжения исполнителя дела, созидателя явления. Ощущение успеха- это преодоление страха, неумения, застенчивости, непонимания Все современные подходы предполагают активную, субъектную позицию ученика в учебном процессе. Поэтому и содержание и средства обучения приводятся в соответствие с новым пониманием качества образования- выпускник школы- человек компетентный, социально зрелый, нравственный, конкурентоспособный. В содержании школьного образования: пересматривается соотношение знаниевой и деятельностной компонент ( умения оперировать информацией, опыт творческой деятельности и т.д.); происходит уравнивание гуманитарной и технократической составляющих; отводится особая роль духовному воспитанию; Объяснительно- иллюстративный способ обучения уступает место новым, развивающим технологиям: использование компьютерных средства обучения и телекоммуникационных сетей; использование дидактических средств развития умственных действий (обучаемости в целом) ученика; создание условий для субъект- субъектных отношений, личностно- ориентированного взаимодействия педагога и учащихся (для развития «навыков» внутренней нравственно- волевой саморегуляции), как основы социальной успешности выпускника школы дифференциация и индивидуализация программ обучения и воспитания; интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. Управление в школе воспитания »Человека компетентного» Управленческие действия разрабатываются на основе: принципов стратегического управления и идей ситуационного подходов; требований системного подхода; оптимального сочетания стратегического и оперативного управления. Функции целеполагания, планирования, принятия управленческих решений, организации исполнения, мотивирования реализуются на основе требований партисипативного управления: широкого привлечение педагогов к определению целей развития школы, коллегиальный способ принятия решений; гласность в оценке качества работы сотрудников, делегирование полномочий и ответственности, гибкое сочетание способов управления («по процессу» и «по результату», самооценка); смещение акцентов при анализе деятельности педагога на его профессиональные и личностные достижении; разработка ясных, понятных педагогу инструментов мониторинга, позволяющих фиксировать его продвижение к новому способу деятельности, организовать самодиагностику и самооценку слабых и сильных сторон своего интеллекта; выраженность познавательных стилей (способов изучения реальности), сформированность индивидуальных предпочтений. Принципы развития школьной образовательной среды Принцип системности - проектирование образовательной среды путём включения необходимого и достаточного количества элементов и связей между ними. Принцип целостности: ученик в педагогическом процессе выступает как Принцип технологичности - проектирование педагогического и управленческого воздействия на объект (систему) на основе учета закономерностей его поведения. Принцип «относительности» - признание того факта, что нет наилучшего метода (способа, средства) воздействия на систему, а эффективность любого из них определяется конкретными обстоятельствами и условиями. Принцип интеграции - объединение всех культурно-образовательных ресурсов для интеллектуального воспитания ребенка. Принцип субъектности - наделение участников взаимодействия полномочиями, которые каждый умело использует для построения деятельности, общения, отношений. Принцип успеха - смещение акцента при разработке критериев анализа деятельности на достижения и успех исполнителя, а не его ошибки. Принцип индивидуальности - признание индивидуального своеобразия личности, которое проявляется в темпе, способах деятельности, стиле мышления, направленности и т.д. Принцип выбора - признание права субъекта на выбор целей, содержания способов, темпов деятельности. Принцип творчества - создание условий для коллективной и индивидуальной творческой деятельности. Принцип « прибавления» - оценивание результатов деятельности строится не на основе сравнения с идеалом («отнимания»), а путем количественной оценки приращения успешных действий. Принцип интеграции - объединение всех культурно-образовательных ресурсов для интеллектуального воспитания ребенка. Самообучающийся субъект; Субъект частной жизни; Субъект профессиональной деятельности; Коммуникатор; С точки зрения образовательного результата личность можно представить как совокупность ряда компетентностей, выступающих как мера способности человека включаться в деятельность, мера его социальной зрелости. Для жизни, деятельности индивида важно не только наличие накоплений в виде знаний, а проявление и возможность использования того, что имеется, то есть не морфологические, а функциональные качества. Поэтому, повышение качества школьного образования предполагает, в частности, повышение уровня результативности выпускника в любом виде деятельности, владение не только знаниями, но и компетентностями, т.е. способностью продуктивно использовать полученные знания в области самообразования, при организации собственной деятельности, в ходе межличностного общения и т.д.. По рекомендациям ЮНЕСКО, современный выпускник должен иметь шесть основных компетентностей: Умение работать с числовой информацией; Коммуникативные умения; Владение информационными технологиями, умение жить в информационном обществе; Открытость новому знанию, навыки и потребность в саморазвитии и самообразовании; Умение сотрудничать, работать в команде; 6. Умение решать проблемы, принимать решения и нести за них ответственность Возрастные рубежи владения компетентностями Компетентности младших школьников: устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применение знаний на практике, исполнительность , инициативность, самоуважение, уверенность, чувствительность к добру, эстетическое восприятие природы и человека, добросовестность, стыдливость, бодрость, мажорность, привычка к режиму, навыки гигиены, естественность поведения, умение согласовывать личное и общественное, заботливость, аккуратность, старательность, искренность, правдивость Определяющими для учащихся основной школы являются: гуманизм как ответственность за свое поведение и умение противостоять безнравственности; умение учиться и трудиться; принципиальность, совестливость; объективная самооценка; умения самовоспитания, самоутверждения, самоопределения. В старших классах личность определяют: мировоззренческая позиция, потребность в самоактуализации, целеустремленность, эстетический вкус, творческая направленность деятельности, сочетание свободолюбия и ответственности, готовность к выполнению общественного долга, честь, благородство, преданность идеалам, развитая воля Личностно-ориентированный подход 4. Практическая часть программы Итоги проблемного анализа, концептуальная модель школы воспитания «Человека зрелого» определили содержание инновационной деятельности и форму её организации – метапроект «Создание образовательного пространства, создающего условия для развития универсальных умений учащихся» который включает четыре подпроекта: Развитие качества образовательного процесса Развитие профессиональной компетентности педагогов, способных проектировать и использовать новые педагогические практики Развитие качества контрольно-оценочной деятельности Цели метапроекта: привести в соответствие с концептуальной моделью образовательной среды уровень профессиональной компетентности педагогов, образовательный процесс, контрольно оценочные методы, управленческую деятельность. Направление№1. «Развитие качества образовательного процесса». 1.1.Этап «Объяснение» Концепция проекта: «Из всех дидактических процедур объяснение - самая сложная и самая ответственная, предъявляющая наибольшие требования к культуре учителя». (А.М. Сохор) Понимание - это мыслительный процесс, успех которого зависит от степени «пробуждения» мыслительной активности, интеллектуального сопереживания, включенности всех когнитивных структур ученика. Человек начинает думать, когда перед ним стоит какая-то задача. Сохор А.М. называет её познавательной задачей. Суть познавательной задачи – поиск ответа на вопрос «как перейти от известного к новому». Вместе с учителем, вслед за ним, ученик мысленно проделывает все те познавательные операции сравнения, обобщения, анализа, моделирования, без которых усвоение невозможно. Уровень понимания определяется широтой переноса познанного в новые условия. Широта переноса - показатель творческой активности и самостоятельности. Она различна у разных детей, зависит от той области знаний, в которой осуществляется. Задача учителя - настойчиво культивировать мыслительную активность детей. Воспитательный эффект успешной интеллектуальной деятельности на этапе понимания: у ребенка должен быть устойчивый действенный мотив к интеллектуальной деятельности; не должно быть страха перед неудачей; он должен свободно владеть изученным ранее материалом; он должен владеть логическими и общеучебными умениями. Цель проекта: разработка операционных моделей процесса, обеспечивающего интеллектуальное развитие на этапе усвоения «знаниевой» компоненты социального опыта. Задачи: 1.Изучение уровня педагогической культуры учителей. 2.Изучение, обобщение, систематизация, апробирование представленных в педагогической литературе (Заир-Бек, Гальперин, М.А. Холодная, Е.Н.Колеченко, Г.К.Селевко.А.М.Сохор, Н.М.Талызина и др.) приемов, методов, технологий, позволяющих организовать интеллектуальную деятельность на этапе уяснения учениками нового знания. 2. Разработка и апробация модели взаимодействия учителя и ученика в педагогической ситуации «Объяснение». 3. Внедрение модели в практику работы учителей. Руководитель проекта - Царькова Л.С. Участники проектной деятельности – педагогический коллектив школы Мероприятия
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz