Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Направления
Направление 2 Насыщенность образовательной среды Насыщенность образовательной среды изучалась по параметрам: -Состав критериев качества образовательных результатов; -Уровень оптимальности учебной нагрузки, т.е. её соответствие потенциальным возможностям детей. -Соответствие используемых образовательных технологий заявленным школой целям. -Культура отдыха детей и педагогов. Направление 3 Обобщенность среды Обобщенность образовательной среды изучалась по критериям: Наличие концепции развития школы. Способы координации деятельности педагогов. Способы координации деятельности родителей учащихся и педагогов Совместные мероприятия педагогов и учащихся Направление 4 «Эмоциональность» среды Эмоциональность среды изучалась по критериям: Характер отношений между педагогами ( уровень эмоциональности) «Эмоциональность « отношений между педагогами и учащимися Характер взаимоотношений между педагогами и родителями учеников. Стиль оформления школы, классных комнат, кабинетов. Направление 4 Доминантность среды Доминантность среды изучалась по критериям: Значимость для работы в школе для педагогов Значимость школы для учащихся Значимость школы для родителей учащихся Оценка школы органами управления. Направление5Степень согласованности влияний внутри образовательной среды( когерентность) Когерентность среды изучалась по параметрам: Преемственность с другими учебными заведениями Преемственность внутри учебного заведения Согласованность в действиях школы и УДО Степень сотрудничества с различными организациями, способными оказывать влияние на образовательную сред школы Направление 6 Степень социальной активности образовательной среды Социальная активность изучалась по следующим параметрам: Деятельность коллектива по развитию у учащихся мотива достижения Стремление педагогов к профессионалным достижениям Работа по повышению уровня осведомленности социума о школе. Участие школы в социальных инициативах Критерии оценки качества образовательной среды Оценивается количество педагогов или коллектива, достигших высшего уровня развития 1 Широта образовательной среды (показатель объема возможностей среды) . (Макс балл -35) 1.1.Возможность выбора образовательных микросред (выбор учителей, профилей обучения, темпов обучения, факультативных занятий и др.)- ( Макс балл-5) Наличие профилей, классов разного уровня, возможность выбора темпов обучения, наличие нескольких факультативов, проведение активной внеурочной работы по предметам. 1.2Организация местных экскурсий и путешествий, посещение учреждений культуры и других организационных мероприятий. (Макс балл -11) Экскурсии проводятся часто, являясь частью учебного процесса, организуются дальние путешествия за пределы региона. 1.3. Обмен педагогами и учащимися, приём гостей, совместные мероприятия с другими образовательными учреждениями. . (Макс балл -11) Существуют программы совместных мероприятий, которые выполняются, учащиеся имеют возможность некоторое время учиться, а учителя преподавать в других ОУ. 1.4 Широта материальной базы. . (Макс балл -8) Учебные кабинеты оборудованы современной техникой, у школы есть доступ в Интернет, в школе есть помещение для организации дополнительного образования (зимний сад, музей, видеотека, помещения для кружковой работы ) 2. Мобильность образовательной среды (показатель способности образовательной среды к необходимым изменениям). (Макс балл -30) 2.1.Мобильность целей и содержания образования. (Макс балл -11) В школе введен ряд новых учебных дисциплин, актуальных в современных социально-экономических условиях Образовательный процесс ориентирован на развитие « социальной зрелости» учащихся, на личностное развитие учащихся, реализуется модель «эффективной школы», школа выбрала профиль, ориентированный на современные социальные запросы. 2.2. Реализация авторских образовательных моделей (курсов, программ, и т.д.) (Мак. балл -6) Большинство учителей используют отдельные авторские содержательные элементы ( темы, разделы и т.д.) в традиционных курсах, есть учителя, которые реализуют авторские программы по традиционным курсам и инновационным курсам. 2.3. Использование разнообразных форм образования. . (Макс балл -5) Большинство учителей использует развивающие технологии, «нетрадиционные» формы проведения уроков, проводит внеклассную работу, направленную на развитие личности ученика, 2.4 Мобильность средств образования . (Макс балл -8) Большинство педагогов наряду со старыми используют экспериментальные учебники и пособия, педагоги имеют возможность знакомиться с новыми наглядными пособиями, техническими средствами и приобретать некоторые из них, возможность следить за новинками учебно-методической литературы и приобретать всю необходимую им литературу. 3. Интенсивность образовательной среды(показатель степени насыщенности образовательной среды). (Макс балл -42) 3.1. Уровень требований к учащимся. . (Макс балл -11) Требования к знаниям некоторых учащихся выходят за рамки стандартов, к знаниям всех учащихся предъявляются повышенные требования. Качество образовательных результатов соответствует современным требованиям. В школе есть усиленные программы по отдельным предметам. 3.2. Объем учебной нагрузки учащихся. . (Макс балл -11) На уроках учащиеся работают достаточно интенсивно, получают оптимально объемные домашние задания. Практически все время учащихся связано с образовательным процессом ( (кружки, факультативы, консультации, секции и т.д.) 3.3.Организация активного отдыха учащихся. . (Макс балл -5) Во внеурочное время, в выходные дни, в каникулы для большинства учащихся в школе организованы различные мероприятия и занятия по дополнительному образованию, в период летних каникул для большинства учащихся школой организуются турпоходы, трудовые объединения и т.д. 3.4.Применение разнообразных педагогических технологий, сочетающих традиционные и интерактивные методы обучения . (Макс балл -15) Большинство учителей владеет и эффективно используют отдельные интерактивные методы обучения. 4. Осознаваемость образовательной среды (показатель сознательной включенности в среду субъектов образовательного процесса). . (Макс балл -53) 4.1 Уровень осведомленности учителей, учащихся, их родителей об учебном заведении, включая наличие у школы символики и поддержание связи с выпускниками. (Макс балл -8) Практически все педагоги, учащиеся и их родители имеют представление об истории и сегодняшнем дне школы, у школы есть своя символика, которая всем известна и используется педагогами, учащимися и их родителями, школа поддерживает активные связи с выпускниками, привлекает их к решению своих проблем Большинство педагогов и технического персонала стремятся участвовать в деятельности по развитию учебного заведения. в школе есть группа работников, которые по собственной инициативе стремятся участвовать в деятельности по развитию учебного заведения. 4.3. Активность учащихся в различных школьных делах . (Макс балл -15) Практически все учащиеся проявляют активность в делах школы, инициаторами которых являются они сами и взрослые. 4.4.Активность родителей в различных школьных делах. (Макс балл -15) Практически все родители проявляют активность в делах школы, инициаторами которых являются они сами, педагоги или учащиеся. 5.Обобщенность образовательной среды ( показатель, характеризующий степень координации деятельности субъектов образовательной среды). (Макс балл -49) 5.1.Наличие концепции развития учебного заведения. (Макс балл -11) Большинство учителей поддерживает концепцию развития образовательного учреждения и работает (готово работать) над ее реализацией. В разработке концепции развития школы принимают участие внешние консультанты. 5.2. Способы координации деятельности педагогов. . (Макс балл -15) В школе существует система координации деятельности педагогов, которая осуществляется преимущественно руководством образовательного учреждения, в школе принято согласовывать представления педагогов и руководства по различным вопросам и создавать команды учителей для решения различных проблем, деятельность которых координируется как руководством, так и самими участниками команд. 5.3.Способы координации деятельности родителей учащихся и педагогов. (Макс балл -15) Родители реально участвуют в управлении школой, они способны оказать существенное влияние на происходящее в учебном заведении Предложения родителей учитываются при организации учебно-воспитательного процесса в школе. 5.4. Совместные мероприятия педагогов и учащихся. (Макс балл -8) В совместных мероприятиях принимает участие большинство педагогов и учащихся, существуют и реально работают органы ученического самоопределения, учащиеся реально участвуют в управлении школой и решают не только вопросы организации своего досуга. 6. «Эмоциональность» образовательной среды (показатель соотношения рационального и эмоционального компонентов образовательной среды) . (Макс балл -32) 6.1.Эмоциональность в отношениях между педагогами(Макс балл -6) Большинство членов коллектива отдают предпочтение неформальным отношениям. Педсоветы, совещания и другие мероприятия часто проводятся в неформальной обстановке, их участники, как правило, чувствуют себя психологически раскованно. Педагоги часто собираются по неформальным поводам в стенах школы и за её пределами . В коллективе принято делиться своими успехами и поддерживать коллег в случае профессиональных неудач и личных проблем – 6.2.Эмоциональность в отношениях между педагогами и учащимися (Макс балл -7) Большинство педагогов стремится оказывать эмоциональную поддержку и сопереживают ученикам по поводу успехов и неудач, в основном связанных с учебно-воспитательным процессом. Подавляющее большинство школьников делятся со своими педагогами личными проблемами, получая от них поддержку. Педагоги и учащиеся часто общаются между собой в неформальной обстановке как в школе, так и вне её стен. 6.3.Взаимоотношения педагогов и родителей учащихся. (Макс балл -11) Большинство педагогов стремится оказывать эмоциональную поддержку и сопереживают родителям учеников по поводу успехов и неудач их детей, в основном связанных с учебно-воспитательным процессом. Родители делятся с педагогами семейными проблемами, получая от них поддержку. Педагоги и родители учащихся часто общаются между собой в неформальной обстановке как в школе, так и за её пределами. 6.4. «Эмоциональность» оформления пространства образовательного учреждения.(Макс балл -8) В оформлении школы много эмоционально насыщенных элементов( игровые площадки, зимний сад, « живые» уголки, « картинная галерея» и т.п.), в оформлении школы активное участие принимают учащиеся ( предлагают и реализуют свои идеи, приносят свои поделки, цветы и т.д) в школе периодически проводятся выставки работ учащихся, которые отражают их отношение к своему учебному заведению. 7. Доминантность образовательной среды (показатель значимости образовательной среды для субъектов образовательного процесса). (Макс балл -41) 7.1. Значимость работы в школе для педагогов. (Макс балл -11) Большинство педагогов считают свою школу основным местом самореализации. . 7.2. Значимость школы для учащихся. (Макс балл -11) Школа занимает значимое место в жизни большинства учащихся, хотя учебное заведение не является для них единственным местом самореализации, образ жизни большинства учащихся так или иначе связан с деятельностью учебного заведения. Ученики гордятся своей принадлежностью к школе, многие хотели бы в ней работать или отдать в неё своих будущих детей. 7.3.Значимость школы для родителей учащихся. (Макс балл -8) Учебное заведение пользуется авторитетом у родителей, большинство из них стремятся выполнять рекомендации всех педагогов. В школу регулярно переводятся дети из других учебных заведений, поскольку она более авторитетна, при возможности выбора многие выпускники школ отдали бы в неё своих детей. 7.4. Оценка школы со стороны органов управления. (Макс балл -11) Школа признана как достаточно сильная, авторитетная. Опыт школы активно пропагандируется органами управления образованием. 8 Когерентность образовательной среды.( показатель степени согласованности влияний внутри образовательной среды). . (Макс балл -29) 8.1. Преемственность с другими учебными заведениями. (Макс балл -5) Учащимся известна информация об учебных заведениях более высоких ступеней образования, располагающихся в городе, районе, регионе . Учащиеся любой ступени, перейдя в другие аналогичные учебные заведения, адаптируются в них без особых затруднений. Большинство выпускников школы стабильно поступает в различные вузы, и другие учреждения более высокого уровня ( гимназии, колледжи т.д. ). Реализуется программа « детский сад-школа). Выпускники школы зачисляются в вуз, с которым есть соответствующий договор, без дополнительных вступительных экзаменов или на некоторых льготных основаниях. 8.2. Преемственность внутри учебного заведения между его звеньями (Макс балл -5) Целенаправленно проводится работа по обеспечению преемственности между начальной школой и средним звеном, между средним и старшим звеном. Учащиеся, при переходе в параллельные классы, адаптируются в них без особенных проблем. . В школе проводится работа по обеспечению преемственности между различными учебными курсами ( например, природоведение и биология, география), усилению межпредметных связей. 8.3.Согласованность школы и системы дополнительного образования детей. (Макс балл -8) Большинство учащихся школы включено в систему дополнительного образования либо в школе, либо в учреждениях дополнительного образования. Школа и учреждения дополнительного образования предоставляют большой выбор доступных большинству ребят образовательных услуг. 8.4 Степень сотрудничества с различными организациями, способными оказывать влияние на образовательную среду учебного заведения. (Макс балл -11) Школа регулярно сотрудничают с различными местными общественными организациями, с региональными или федеральными организациями. 9. Социальная активность образовательной среды (показатель социально ориентированного потенциала образовательной среды и её экспансии в среду обитания). (Макс балл -35) 9.1.Развитие стремления учащихся к достижениям (Макс балл -8) Большинство педагогов целенаправленно готовят учащихся к олимпиадам, соревнованиям, конкурсам, развивают у них стремление к достижениям. Учащиеся школы систематически побеждают на различных соревнованиях, олимпиадах, конкурсах и становятся призёрами. Школа славится каким-либо творческим коллективом - 9.2.Стремление педагогов к достижениям (Макс балл -6) Большинство педагогов стремится к профессиональным достижениям. Среди учителей школы есть победители и призеры муниципальных, региональных профессиональных конкурсов. Среди педагогов школы есть достаточно известные в регионе (республике, крае, области) учителя. Школа является методическим центром, который распространяет свой опыт на другие учебные заведения. 9.3.Работа по повышению уровня осведомленности социума об учебном заведении. (Макс балл -6) В местных средствах массовой информации периодически рассказывается об учебном заведении. В центральных или региональных средствах массовой информации публиковались (транслировались) материалы об опыте образовательного учреждения. Изданы специальные буклеты ( книги, брошюры) о школе. Школа имеет периодически издаваемые печатные издания, которые распространяются среди местного сообщества. 9.4 Участие учебного заведения в различных социальных инициативах ( охрана природы, шефская работа и т.д.) (Макс балл -15) Коллектив школы активно принимает участие в инициативах, с которыми выступили вышестоящие органы или другие учебные заведения. Работники школы являются инициаторами некоторых местных или региональных социально значимых акций. Школа, как организация, является инициатором некоторых местных социально значимых акций. . Анкета «Запросы родителей учащихся школы к образованию» 1. Считаете ли Вы, что Ваше мнение в вопросах воспитания и образования должно учитываться современной школой?______________________________________________ 2. Кто и как, по Вашему мнению, в процентном отношении участвует в процессе формирования Вашего ребенка? 01)_________________________________________________________________________ 02)_________________________________________________________________________ 03)_________________________________________________________________________ 3. Какие компоненты, по Вашему мнению, входят в понятие «УСПЕШНОСТЬ»? 01)_________________________________________________________________________ 02)_________________________________________________________________________ 03)_________________________________________________________________________ 4. Исходя из талантов и способностей Вашего ребенка, знания в каких областях Вы считаете необходимыми или базовыми? 01)_________________________________________________________________________ 02)_________________________________________________________________________ 03)_________________________________________________________________________ 5. Хватает ли лично Вам знаний, полученных в средней школе? Если нет, то как Вы продолжаете свое образование? 01)самообразование __________________________________________________________ 02)курсы, стажировки ________________________________________________________ 03)второе образование или специальность________________________________________ 6. Считаете ли Вы себя образованным человеком? Какие критерии Вы включаете в это понятие? 01)_________________________________________________________________________ 02)_________________________________________________________________________ 03)______________________________________________________________________ 7. Что Вы понимаете под определением «хорошая школа»? Пожалуйста, перечислите её признаки: 01)_________________________________________________________________________ 02)_________________________________________________________________________ 03)_________________________________________________________________________ 8. Какие навыки и умения, на Ваш взгляд, ребёнок должен получить к моменту окончания школы? 01)_________________________________________________________________________ 02)_________________________________________________________________________ 03)_________________________________________________________________________ 9. Как в жизни можно удостовериться в прочном усвоении каждого из этих навыков Предложите, пожалуйста, Ваши способы оценки. 01)_________________________________________________________________________ 02)_________________________________________________________________________ 03)_________________________________________________________________________ 10. Готовы ли Вы принять участие в обсуждении вопросов образования в школе? 01) Да, с интересом (какие формы участия для Вас наиболее удобны? участие в инициативной группе родителей обсуждение на Интернет - форуме участие в Деловой игре другое___________________________________________________________ 02)Нет, не считаю это важным__________________________________________________ 02)Затрудняюсь ответить______________________________________________________ 11. В каком классе учится Ваш ребенок? 12. По ВАШЕМУ желанию Вы можете сообщить о себе дополнительную информацию: Ваши ФИО__________________________________________________________________ Ваше образование____________________________________________________________ Сфера профессиональной деятельности__________________________________________ Контактный телефон Е- mail_____________________________________________ Данная Вами информация будет использована для создания материалов, определяющих запросы родителей к образованию в нашей школе. Приложение 6 Пример проведения PEST- анализа
P-политика в области
образования:
«+»
+ Переход к демократичному и
правовому государству.
+ Политическая стабильность в
Приволжском регионе.
Политика в сфере образования:
+ Закон Российской Федерации об
образовании (№ 122-ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004 г.): «Российская
Федерация провозглашает область образования приоритетной».
Принципы государственной политики
в области образования (статья 2):
1) гуманистический характер
образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития
личности;
2) единство федерального
культурного и образовательного пространства;
3) общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и
подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в
государственных и муниципальных ОУ;
5) свобода и плюрализм в
образовании;
демократический,
государственно-общественный характер управления образованием; автономность
образовательных учреждений.
+ Концепция модернизации
российского образования на период до 2010 года:
+Обновление содержания образования
и совершенствование механизмов контроля за его качеством:
принятие государственных
стандартов общего образования;
создание условий для введения
профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы;
формирование и приведение в
действие независимой от органов управления образованием государственной
системы аттестации и контроля качества образования;
отработка форм единого
государственного экзамена.
«Федеральная целевая программа развития образования
на 2006-2010», которая «предписывает» внедрение компетентностного
подхда.( Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г.№ 803)
+ Концепция профильного обучения
на старшей ступени общеобразовательной школы.
+Новый федеральный базисный
учебный план (Утверждён приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312).
+Национальный проект «Образование»
+Изменение критериев оценки качества образования.
«--«
- Низкий социальный статус педагогических
работников.
|
E-экономика страны, региона,
микросоциума:
«+»
+
Переход к рыночной экономике.
+
Переход к постиндустриальному, информационному обществу.
+ Динамичное развитие экономики,
рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного труда.
« - «
- Нестабильность производственных
процессов,
ведущих за собой нестабильность
финансового и социального положения работников.
- Инфляция, снижение уровня
благосостояния основной части населения (Всероссийская забастовка работников
сферы образования – 20.10.2004 г.).
- Отсутствие необходимого
финансирования образовательных учреждений.
- Усиление вероятности техногенных
катастроф.
|
S –состояние социума, отношение общества, родителей к
образованию, его качеству:
«+»
+ Расширение масштабности межкультурного взаимодействия,
особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности.
+ Готовность микросоциума к созданию единого
образовательного пространства.
+ Глубокие структурные изменения в сфере занятости,
определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации
и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности.
«--«
- Недостаточный уровень благосостояния населения.
- Превалирование рыночных отношений над духовными
интересами
- Растёт число безработных.
- Растёт преступность, наркомания и алкоголизм среди
молодёжи.
- Разделение общества на богатых и бедных, что
обуславливает разный доступ к престижному образованию.
- Рост количества
платных образовательных услуг.
- Отсутствие
возможности организации бесплатного досуга.
- Смена ценностных ориентацией внутри семьи; неспособность
родителей педагогически овладеть ситуацией развития собственного ребёнка;
ослабление воспитательного воздействия
|
T- уровень развития
производственных , в том числе образовательных, технологий: «+»
+Признание необходимости развития наукоёмких технологий.
+ Возможность использования международной информационной
сети «Интернет», открытый доступ в «Интернет».
+Концептуальная и
операциональная разработанность развивающего педагогического процесса,
в том числе, информационных технологий
в области образования
«--«
- Медленное освоение и внедрение в практику работы
передовых информационных технологий.
- Ограниченный доступ к «Интернету» большинства учащихся
школы.
|
|
|